Производственный план
Инвесторов всегда интересует вопрос: каким образом бизнес будет гарантировать качество своей продукции или услуг? Поэтому нужно кратко пояснить, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами. Их, кроме того, интересует, как осуществляется контроль над основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, над затратами на оплату труда и материалы). Также следует уделить внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Если решено заниматься розничной торговлей, то первое, о чем нужно думать – месторасположение, второе и третье – то же.
Если речь идет о бизнес-плане не для производителя, а для торгового или обслуживающего предприятия, должны описываться процессы закупки товара, хранения и контроля запасов. Ключевыми элементами данного раздела бизнес-плана являются:
-
Производственный процесс – определение механических и сборочных процессов, какие из них будут переданы субподрядчикам. Если какую-то часть производства планируется передать субподрядчикам, кто они? Почему именно эти субподрядчики выбраны? Каковы при этом затраты?
-
Процедура контроля производственного процесса и качества продукции.
-
Потребности в запасах и закупочная политика.
-
Потребности в сырье и затраты, связанные с этим.
-
Основные поставщики различных материалов.
-
Помещения – необходимо определить полную потребность в помещениях, отмечая, является ли каждое собственным, арендованным и т.д.
-
Производственные мощности – расположение, использование, стоимость, площадь, преимущества, недостатки, предполагаемые изменения.
-
Персонал – описание всех необходимых навыков, количество сотрудников на каждом необходимом уровне, уровни заработной платы, где и как будет организовано необходимое обучение. Кроме того, описание имеющегося персонала, планируемые потребности, текучесть кадров, рынок рабочей силы, компенсации, влияние профсоюзов, потребность в обучающих программах.
Информация, которая содержится в производственном плане совершенно необходима для понимания того, способно ли предприятие нормально существовать, принося прибыль. Внешние инвесторы заинтересованы в стратегических элементах производственного плана, таких, как нынешняя и планируемая степень использования производственных мощностей, состояние инфраструктуры, трудовые отношения в данной отрасли промышленности, стратегические союзники и технологические возможности. Для инвестора очень важно оценить величину нового капитала, необходимого для поддержания долгосрочного роста, и убедиться в достаточной гибкости предприятия для освоения новых прибыльных рынков и выхода из старых рынков, когда они становятся неприбыльными.
При использовании запроектированного состава продукции и ожидаемой выручки в производственном плане и рассмотрении соответствующих затрат возможно планирование доходов и денежных потоков. Это позволяет предприятию предсказать, какие специальные меры финансового контроля следует предпринимать когда это нужно делать, а также спланировать внешнюю поддержку, например банковский кредит.
Есть и иные дополнительные выгоды от инвестиций необходимого времени в детальное развитие данного раздела с использованием надежных данных. Например, и внешние аналитики, и команда, составляющая бизнес-план, смогут сделать обзор физического состояния и расположения завода и предложить более эффективные конфигурации. Или какие-то ключевые решения могут быть обусловлены анализом политики сервисных услуг для потребителя, что может оказать значительное влияние на стратегические решения в других разделах. Например, решение производить больше индивидуальной продукции, под заказ, и меньше стандартной приведет к уменьшению затрат, связанных с хранением. Это также сделает необходимым дополнительные инвестиции в технологические процессы для достижения большей гибкости и скорости производства и приведет к достижению, таки образом, большей конкурентоспособности. Однако это будет также иметь большое влияние на маркетинговую стратегию, поскольку теперь предприятие сможет предложить потребителям больший выбор, что откроет возможность для больших объемов продаж и даст дополнительные преимущества перед конкурентами.
Последнее, и, возможно, самое важное заключается в том, что производственный план должен содержать два абсолютно значимых разделов всего бизнес-плана:
-
Какие усовершенствования планируются и как их достичь.
-
Разработка количественных критериев, которые будут использоваться для оценки результатов.
Производственная программа предприятия представлена в Табл. 5 .5.
Табл. 5.5.
Производственная программа предприятия
Содержание | 1-й год | 2-й год | n-й | ||||
Помесячно | Поквартально |
| |||||
1 | - | 12 | 1 | - | 4 |
| |
1 | 2 | - | - | - |
| - | m |
1.Объем производства продукции (в натуральном выражении) продукция 1 продукция 2 |
|
|
|
|
|
|
|
2.Общая площадь производственных площадей (м2) всего продукция 1 продукция 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Планируемый объем продаж продукции представляется в виде данных, приведенных в Табл. 5 .6. Эти данные обеспечивают понимание желаемого результата коммерческой деятельности предприятия. Продажи играют одну из ключевых ролей в анализе прибылей и убытков, поэтому грамотность составления таблицы послужит залогом успеха реальной коммерческой работы.
Табл. 5.6.
Планируемый объем продаж продукции
Наименование продукции | Год | ||||
1-й | 2-й | n-й | |||
Объем выпуска, ед. | Цена, руб. | Объем продаж, руб. |
|
| |
Продукция 1 Продукция 2 Прочая реализация |
|
|
|
|
|
Итого | Х | Х |
|
|
|
Потребность в основных фондах рассчитывается в соответствии с формой, приведенной в Табл. 5 .7.
Табл. 5.7.
Потребность в основных фондах
Основные фонды | Год | |||||
1-й | 2-й | 3-й | - | n-й | ||
Действующие основные фонды, тыс. руб. | Общая потребность, тыс.руб. | Прирост основных фондов, тыс. руб. |
|
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | m |
1.Здания производственного назначения |
|
|
|
|
|
|
2.Рабочие машины и оборудование |
|
|
|
|
|
|
3.Транспортные средства |
|
|
|
|
|
|
4.Прочие |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Расчет потребности в ресурсах на производственную программу выполняется по форме, приведенной в Табл. 5 .8.
Табл. 5.8 (начало).
Расчет потребности в ресурсах
Наименование ресурсов | Годы | |||||||
1-й | 2-й | - | n-й | |||||
Кол-во, ед. | Цена, руб./ед. | Стоимость, тыс. руб. | Стоимость переход. запаса, тыс. руб. |
|
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | m | |
1.Сырье и материалы |
|
|
|
|
|
|
| |
2.Покупные и комплектующие изделия |
|
|
|
|
|
|
|
Табл. 5.8 (окончание).
Наименование ресурсов | Годы | |||||||
1-й | 2-й | - | n-й | |||||
Кол-во, ед. | Цена, руб./ед. | Стоимость, тыс. руб. | Стоимость переход. запаса, тыс. руб. |
|
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | m | |
3.Топливо |
|
|
|
|
|
|
| |
4.Энергия |
|
|
|
|
|
|
| |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет потребности в персонале и заработной плате осуществляется по форме, приведенной в Табл. 5 .9.
Табл. 5.9.
Расчет потребности в персонале и заработной плате
Наименование категорий | Годы | ||||
1-й | n-й | ||||
Потребность, чел. | Средняя зарплата, руб. | Затраты на зарплату, руб. | Начисления на зарплату, руб. |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | m |
1.Рабочие основного производства |
|
|
|
|
|
2.Рабочие вспомогательного производства |
|
|
|
|
|
3.Специалисты и служащие |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Смета расходов и калькуляция себестоимости составляется по форме, приведенной в Табл. 5 .10.
Табл. 5.10.
Смета расходов и калькуляция себестоимости
Наименование показателей | Годы | ||||
1-й | 2-й | - | n-й | ||
Цена ед. продукции, руб. | Всего, руб. |
|
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | - | m |
1.Объем продаж, всего |
|
|
|
|
|
2.Себестоимость В том числе: 2.1.Сырье 2.2.Материалы 2.3.Покупные и комплектующие изделия 2.4.Топливо 2.5.Электроэнергия 2.6.ФЗП рабочих 2.7.ФЗП специалистов и служащих 2.8.Начисления на ФЗП 2.9.Амортизация ОПФ 2.10.Расходы на рекламу 2.11.Представительские расходы 2.12.Расходы на обучение 2.13.Аудит, консультации 2.14.Процент за кредит 2.15.Прочие затраты |
|
|
|
|
|
3.Внереализационные операции 3.1.Доход по ценным бумагам 3.2.Доход от аренды 3.3.Штрафы 3.4.Налог на имущество 3.5.Налог на землю 3.6.Прочие доходы или расходы |
|
|
|
|
|
4.Балансовая прибыль |
|
|
|
|
|
5.Налоги и платежи из прибыли |
|
|
|
|
|
6.Чистая прибыль |
|
|
|
|
|
Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей с учетом выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке, а также определен объем продукции, который способен «поглотить» соответствующий сегмент рынка. Производственная программа, рассчитанная на имеющиеся мощности, сравнивается с объемом потребности рынка соответствующего вида продукции и определяется необходимый и достаточный прирост объемов продукции, который вместе с выпускаемой ранее продукцией будет реализован на рынке.
Исходя из потребностей рынка в объеме продукции определяется необходимый производственный потенциал предприятия. Увеличение производственных мощностей может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов, а именно: за счет прироста производственных мощностей в результате мероприятий по техническому перевооружению; за счет ввода в действие производственных мощностей; за счет реконструкции или ввода в действие производственных мощностей путем строительства новых зданий.
Далее выбирается один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данного предприятия с точки зрения обеспечения потребности рынка и составляют основу плана организации производства.
Объем продаж продукции на установленную потребность рынка определяется путем маркетинговых исследований с целью прогнозирования цены продукции, спрос на которую реализуется увеличением мощности предприятия. Расчет объема продаж на продукцию осуществляется исходя из ее количества и цены, сложившейся на рынке, спроса на данную продукцию.
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска продукции, а также нормативная база потребности в материальных ресурсах на единицу продукции, сложившаяся в базовом периоде. Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т.е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражении по видам ресурсов (с учетом индексов роста цен).
Численность работников подразделяется на персонал основной деятельности (производственной сферы) и неосновной (работники, обслуживающие основное производство). Численность работников основной сферы рассчитывается исходя из уровня выработки и производственной программы. При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда рабочего времени и выполнения норм выработки. Отдельно рассчитывается численность вспомогательных и подсобных рабочих. Число инженерно-технических рабочих, служащих и других определяется по штатному расписанию.
Фонд заработной платы определяется как произведение доходов по всем видам деятельности предприятия на принятый норматив затрат заработной платы на 1 рубль доходов. Заработная плата распределяется по тем же группам работников, по которым устанавливается расчет численности персонала.
Смета расходов на выпускаемую продукцию представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции. Калькуляция затрат осуществляется по принятым на предприятии нормам затрат на единицу производимой продукции или путем прямой калькуляции расчетов исходя из норм ресурсов.
Потребность в дополнительных ресурсах рассчитывается в соответствии с формой, приведенной в Табл. 5 .11.
Табл. 5.11 (начало).
Расчет дополнительных инвестиций
Потребность в дополнительных инвестициях, тыс. руб. | Год | Итого | Источники финансирования, тыс. руб. | Год | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.Основной капитал | - | - | - | - | 1.Акционерный капитал | - | - | - | - |
Табл. 5.11 (окончание).
Потребность в дополнительных инвестициях, тыс. руб. | Год | Итого | Источники финансирования, тыс. руб. | Год | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.1.Здания, сооружения производственного назначения |
- |
- |
- |
- | 2.Привлеченный капитал |
- |
- |
- |
- |
1.2.Машины и оборудование | - | - | - | - | 2.1.Долгосрочные кредиты | - | - | - | - |
1.3.Транспортные средства | - | - | - | - | 2.2.Долгосрочные займы | - | - | - | - |
1.4.Прочие | - | - | - | - | 2.3.Краткосрочные кредиты | - | - | - | - |
2.Оборотный капитал | - | - | - | - | 2.4.Краткосрочные займы | - | - | - | - |
2.1.Запасы и затраты | - | - | - | - | 3.Прочие источники финансирования | - | - | - | - |
2.2.Денежные средства | - | - | - | - | 4.Итого (источники финансирования) | - | - | - | - |
3.Итого (потребность в дополнительных инвестициях) | - | - | - | - | 5.Итого (величина потребности в дополнительных инвестициях) | - | - | - | - |
Потребность в инвестициях рассчитывается с учетом производственной программы проекта в целом. Определяются направления, по которым требуются вложения средств, и величина потребности в дополнительных инвестициях. Величина потребности в общих инвестициях определяется по каждому направлению с распределением по годам осуществления проекта.
Производственный план формируется на основе плана продаж и проектируемых производственных мощностей. В этом разделе необходимо описать основные производственные процессы, дать логистическую схему материальных потоков, состав необходимого технологического оборудования, перечень требующихся материальных ресурсов. В основе производственного процесса лежит тот или иной технологический процесс.
Технологический процесс – это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов:
-
Основные – непосредственно связанные с превращением предметов труда в готовую продукцию.
-
Вспомогательные, которые способствуют выполнению основных (ремонт, изготовление инструментов и др.).
Описание технологического процесса можно отразить:
-
потребность в поставках продукции;
-
условия приобретения продукции;
-
оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
-
потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
-
потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях, программных продуктах;
-
требования к источникам энергии, коммуникациям и их доступность;
-
требования к подготовке производственных и офисных помещений;
-
требования к контролю и учету.
План производства должен соответствовать мощности предприятия – объему или количеству единиц продукции, которые можно изготовить за определенный период. Различают максимальную и номинальную мощность предприятия. Максимальная мощность – технически достижимая мощность, которая соответствует производительности установленного оборудования. Номинальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, перерывов в работе, простоев, праздничных дней, времени технического обслуживания оборудования и количества смен. Определение необходимой мощности осуществляется на основе:
-
прогноза спроса и доли рынка, которую планирует захватить фирма;
-
наличия требующихся материальных ресурсов;
-
типа производства;
-
минимального окупаемого размера данного вида производства.
При формировании производственного плана необходимо отразить пути формирования материальной базы предприятия. Исходными данными для расчета производственной потребности в материальных ресурсах на единицу продукции. Для определения, что будут покупать и что для этого нужно делать, на предприятии целесообразно проведение МОВ-анализа. Для определения уровня запасов материальных ресурсов может быть использована одна из логистических систем управления запасами.
Исходя из потребности в основных фондах определяются амортизационные отчисления как элемент затрат. Планирование потребности в персонале осуществляется посредством штатного расписания работы и служащих. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
-
административный персонал;
-
инженерно-технический персонал;
-
производственный персонал;
-
условия оплаты и стимулирования;
-
условия труда;
-
структура и состав подразделений;
-
обучение персонала.
Финансисты инвестируют в людей, которые способны успешно управлять операциями фирмы. Поэтому потенциальные инвесторы будут внимательно изучать команду менеджеров. Анализ сотрудников должен содержать поименный состав по функциям или по отделам за определенный промежуток времени. Команда должна обладать опытом и знаниями в наиболее важных областях менеджмента.
Если продукция требует дальнейшего развития или бизнес требует регулярного проведения НИОКР, в данном разделе должны содержаться следующие детали:
-
нынешнее состояние процесса разработки и внедрения;
-
необходимый объем работ для завершения процесса разработки с информацией о требуемом персонале и оборудования, о затратах и источниках финансирования, об ожидаемых проблемах;
-
планируемые разработки: задачи, средства, потребности, затраты и источники финансирования, ожидаемые достижения.
В данном разделе важно четко указать относительную важность НИОКР для компании в терминах их вклада в конкурентоспособность и компетенцию предприятия. Описанные проекты должны демонстрировать свои относительные приоритеты и ожидаемые результаты. Усилия, направляемые на разработку новых технологий и продуктов, должны рассматриваться отдельно от усилий, направленных на модификацию существующих продуктов или технологий.
Создание новых продуктов также часто требует производственных возможностей. Эти соображения должны быть описаны отдельно.
Во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков конечно не для того, чтобы предлагать им свои решения, а для того, чтобы оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план нужно включить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых неограничен.
Основные вопросы производственного плана бизнес-проекта:
-
Где будут производиться товары – на действующем или вновь созданном предприятии?
-
Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут воспроизводиться?
-
Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков?
-
Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
-
Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства и поставок?
-
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на два-три года вперед, а для крупных предприятий – на четыре-пять лет.
Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда продукция будет сбываться.
- Понятие и виды бизнеса
- Понятие и содержание бизнеса. Экономические блага
- Деловые интересы в бизнесе
- Виды предпринимательской деятельности
- История российского бизнеса
- Предпринимательство на Руси до XV века
- Российское предпринимательство периода XV – XIX веков
- Бизнес в России дореволюционного периода
- Бизнес в период руководства коммунистической партии
- Предпринимательство постсоветского периода
- Концепции и родовые признаки бизнеса
- Концепции бизнеса
- Позитивная концепция бизнеса
- Критическая концепция бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса
- Система современного бизнеса
- Субъекты бизнеса
- Предприятие в системе бизнеса
- Конкуренция в бизнесе
- Бизнес – планирование
- Методические основы разработки бизнес – плана
- Состав бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана
- Титульный лист бизнес-плана
- Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
- Пример резюме проекта
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Учреждение бизнеса
- Организационно-правовые формы бизнеса
- Процедура государственной регистрации
- Направления деятельности на фирме
- Общее управление организацией
- Школы менеджмента и подходы к управлению
- Общие принципы управленческой деятельности
- Маркетинговая деятельность на фирме
- Сущность финансов предприятия
- Инвестиции организаций
- Риски в бизнесе
- Понятие и сущность рисков в бизнесе
- Классификация рисков
- Система управления рисками
- Процесс управления рисками на предприятии
- Методы управления рисками
- Управление информационными рисками
- Методы финансирования рисков