Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
Цены играют важную роль в предпринимательской деятельности каждого предприятия, т.к. от их уровня зависят конечные рез-ты деятельности, в т.ч. прибыль и рентабельность.
Цены – осн. фактор в решении вопросов: - определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров/услуг, расчета издержек производства, расчета объема инвестиций и др. 5 осн. функц. цены: 1)Учетная 2)Стимулирующая 3)Распределительная, 4)Балансирование спроса и предложения, 5) как инструмент рационального размещения производства. ЦЕЛИ ценообразования: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателю «Доля рынка», проведение политики «Снятие сливок», краткосрочное увеличение объемов сбыта, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателю «качество продукции». Этапы процесса ценообразования: 1)постановка целей и задач ценообразования, 2)определение спроса на тов./услуги (если спрос эластичен то вопрос о снижении цены, для стабилизации спроса, если не эластичен то вопрос о повышении цены.) Уровень эластичности спроса будет достаточен для установления высокой цены при условиях: -дефицит услуг и отсутствие конкурентов, - ограничение возможности замены другими тов./услуг., - потребитель не сразу замечает повышение цены, - потребитель не склонен к резкому изменению вкуса и привычек, -потребитель считает оправданным повышением цены в следствии повыш. качества, роста инфляции и др. Спрос как правило определяет повышение цены. 3) Оценка издержек. Минимальная цена опред-ся издержками по производству и сбыту и нормой прибыли предприятия за приложенные усилия и риск. Постоянные издержки остаются неизменными и не зависят от объема предложения. Переменные связаны с приобретением и сбытом. 4)Анализ цен конкурентов влияет на установление среднего диапазона цен. Если качество товаров и услуг аналогично кач. конкурентов, то предприятие устонавл. цены близкие к ним., в противном случае оно столкнется с проблемой сбыта продукции. 5)Выбор метода ценообразования: - затратный мет. – (сладкого чая ориентация цены на затраты производства. Суть – к подсчитанным издержкам производства добавляют фиксир.% прибыли. – Агрегатный метод (стола заказов) – цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара/услуги. Ц.=Ц. элем 1+Ц. Эл.2 +Ц. Эл.n. –Параметрический (Агафии Тихоновны). Суть- из оценки и соотношения качественных параметров изделия определяется цена тов./усл.. –Ценообразование на основе текущ. цен (Пешеходного перхода). –На основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. (предпр. ставит цель получить конкретн. прибыль и тогда устонавл. цена.)Безубыточность состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли ни убытки. Выручка покрывает только затраты, фин. рез при этом= 0.(см. график), где можно установить при каком объеме реализации предпр. получит прибыль, а при каком нет. Факторы влияющие на уровень цен: спрос на продукцию, гос. регулирование цен, издержки по производству и реализации, конкуренция и др. Классификация цен: 1)По хар-ру обслужи-го оборота – оптовые, закупочные, розничные, договорные, тарифы груз. и пассажирского транспорта, цены на плат. услуг. населению, цены обслуживающие внешнеторговый оборот. 2) В зависимости от сферы регулирования: свободные (на осн. спроса и предл.), договорно-контрактные, цены в услов. частичной или полной монополизации рынка (принудительно), регулируемые (под контролем гос-ва). 3) В зависимости от территории действия: единые или поясные, региональные (зональные). 4) В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаров: «франко-склад» потребителя. 5)По времени действия: твердые(постоянные), текущие, сезонные, скользящие (для изделий с длит.сроком изготовления). 6)Цены, используемые в статистике: текущие, средние, сопостовимые, неизменные.
Особенности коммерческой работы в сфере услуг. Понятие услуг, классификация: специфика коммерции услуг. С позиции коммерции услугами признается огромное разнообразие видов деятельности и комм. занятий. Услуга – это объекты купли- продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Классификация услуг:
1)осязаемые действия, направленные на тело чел. (здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, парихм., спорт. завед., кафе и др.)
2) Осязаемые действия направленные на товары и др. физ. объекты.(груз. трансп., ремонт, содержание оборуд., охрана, поддерж. чистоты, химчисткт, веет. услуги)
3) неосязаемые действия, направленные на сознание человека. (образование, радио, ТВ, информ. услуги, театры..)
4) неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, юр. консульт., страхование, операц. с цен. бум). Приведенные классы услуг не полностью охватывают всю сферу услуг.
По Российск. классификац выделяют: ремонт и инд пошив обуви, рем. и инд пошив одежды, вязка изд., рем. быт машин, ремонт и изгот. мебели, химчиста и окраска, прачечные, ремонт и строит. жилья, фото услуги, услуги бань, услуги парикмахерск., прокат, транспортно-экспедит. и др.
Специфика коммерции услуг - это те действия благодаря кот. услуги фирм доходят до клиентов. С т.зр. практических действий фирмы услуг – это процесс призванный помочь другим оценить ваши услуги, оценить их кач., быстроту выполнения и в указанный срок. Главн. цель и направление коммерции услуг – помочь клиенту по достоинству оценить фирму и ее услуги. Важным элементом коммерции услуг явл. создание благоприятных условий для оказания услуг. При этом необходимо коммерсанту всегда помнить, что услуги связаны с конкретным человеком и видом его деят-ти. Необходимое условие коммерции услуг – это эффективная и психологически правильно организованная реклама той или иной услуги. Коммерсант д. иметь в виду, что неосязаемость услуг может вызвать проблемы как у пок. услуг, так и у продавца. Поэтому коммерсант должен знать что в рекламе услу ключевые слова Польза Выгода при получении услуг от к.л. фирмы. Коммерческие решения кот. принимает фирма реализующая услуги м.б. следующими: по возможности повысить оказываемость своей услуги – косметолог может изобразить как будет выглядеть лицо после операции. Подчеркнуть значимость услуги - /рекламный проспект учебного заведения, где четко указан спрос в данных профессиях/. Обратить внимание на качество и неординарность предоставляемых услуг /эксклюзивное название фирмы «Волшебный наряд» для химчистки. Привлечение знаменитостей для рекламы и т.п. Услугу нельзя произвести впрок т.е. она обладает свойством неотделимости от своего источника. Оказать услугу можно тогда когда поступает заказ. Поэтому в сфере услуг неотделимость производства и потребления. Услуги не могут быть сохранены для для дальнейшего использования /не прод. билеты, пустой зал парикмахерской../ Если спрос на услуги превышает предлож., то это быстро не исправить /число мест в гостин меньше чем желающих в ней поселиться/. Также если предложение выше спроса – падает прибыль. Основными функциями ком. работы в сфере слуг явл.: - изучение спроса на рынке услуг и его прогнозирование, - знание конкурентов, - широкое использование рекламы для информирования и пропаганды услуг, - расширение сферы услуг, сервиса.,- определение эффективной ценовой политики, - разработка на предприятиях сервиса бизнес-планов развития.
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.