5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
В центре любой экономической системы, будь то национальная экономика или предприятие, находится человек. Именно его воздействия преобразуют и совершенствуют окружающий мир. Физические и умственные способности людей, умения организовывать и управлять образуют два основных производственных фактора – труд и предпринимательскую способность. Значение этих факторов постоянно возрастает. Характеризуя и анализируя состояние этих двух факторов в рамках национальной экономики, принято апеллировать такими понятиями, как трудовые ресурсы и трудовой потенциал.
Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и духовными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве, а так же лица в нетрудоспособном возрасте занятые на данный момент трудовой деятельностью.
Все население страны в зависимости от возраста можно разделить на людей трудоспособного возраста и людей нетрудоспособного возраста.
Трудоспособный возраст в Республике Беларусь для женщин составляет 16-55 года, для мужчин 16-60 лет. К лицам нетрудоспособного возраста относятся люди моложе трудоспособного возраста – от рождения до 16 лет (заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет, согласно части 1 статьи 21 Трудового кодекса РБ. Однако в соответствии с законодательством Республики Беларусь с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (согласно части 2 статьи 21 Трудового кодекса РБ).
К лицам трудоспособного возраста относятся лица старше трудоспособного возраста (пенсионного возраста) – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.
Люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II группы допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).
Таким образом, к трудовым ресурсам относят:
население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов войны и труда I и II группы и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;
работающих лиц пенсионного возраста;
работающих подростков в возрасте с 14 до 16 лет.
На 01.01.2006 в Республике Беларусь насчитывалось всего 9 млн 750,5 тыс. человек, из них трудовые ресурсы составили 6 млн 180 тыс. человек. Моложе трудоспособного возраста 16,6% населения, трудоспособный возраст – 62,2% и старше трудоспособного возраста 21,2% населения. Если рассматривать процесс в динамике, то можно отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь отмечается сокращение доли населения моложе трудоспособного возраста, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в трудоспособном возрасте, что приведет в будущем к старению населения и сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.
Трудовые ресурсы распределяются по отраслям национальной экономике в соответствии с общественной необходимостью в трудовых ресурсах.
С 1993 года отечественной статистикой осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.
1) Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта группа населения включает занятых и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
прохождение военной службы, а также служба в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
обучающиеся по очной (дневной) форме обучения в учреждениях образования;
осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3-ех лет, ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, либо лицом достигшим 80-ти летнего возраста, а так же за ребенком в возрасте до 18 лет инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом; занимающегося иной, не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок (статья 2 Закона о занятости населения).
Занятость – деятельность граждан РБ, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству и приносящая заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объекта интеллектуальной собственности) (статья 1 Закона о занятости населения Республики Беларусь от15.06.2006 №125-з).
Используют следующие понятия занятости: эффективная, рациональная, неполная, вторичная занятость и др.
Эффективная занятость – занятость, обеспечивающая наивысшую эффективность производства.
Рациональная занятость – достижение такой ее количественной и качественной структуры, которая способствует наиболее полному использованию трудовых ресурсов.
Неполная занятость – это работа в условиях сокращенного рабочего дня, вторичная (дополнительная) работа по совместительству людей, имеющих основную работу.
Вторичную занятость различают по: характеру участия в труде (постоянная, временная, эпизодическая, разовая); режиму труда (неполное рабочее время, сезонная); форме участия (совместительство, трудовое соглашение, на условиях почасовой оплаты).
Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах Государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней (статья 1 Закона о занятости населения).
Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу (статья 1 Закона о занятости населения).
В других странах – другие определения, но все они опираются на идею о том, что это трудоспособный человек, активно занятый поиском работы.
Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения образуют уровень безработицы.
Существует много неточностей при определении уровня безработицы. Люди могут регистрироваться в службе занятости населения с целью получения пособия, одновременно работая, либо не занимаясь поиском работы.
Безработица неравномерно распределена среди населения страны, ее наличие может быть вызвано широким спектром причин, что позволяет выделять фрикционную, структурную и циклическую безработицу.
Фрикционная безработица связана с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся те, кто временно теряют сезонную работу, или молодежь, закончившая учебное заведение. Таким людям необходимо время чтобы найти соответствующую вакансию, приобрести квалификацию.
Структурная безработица обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Она охватывает группы людей определенных профессий. Потребуется длительный период для обучения и переподготовки, поиска нового рабочего места. Наличие фрикционной и структурной безработицы неизбежно, их совокупность образует естественный уровень безработицы.
Естественный уровень безработицы – или уровень безработицы при полной занятости, когда число рабочих мест соответствует количеству людей, находящихся в поиске работы.
Полная занятость трудовых ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10-20% от их общего объема и наличия естественного уровня безработицы в размере 6,5-7% от общей численности рабочей силы.
Одной из причин существования естественного уровня безработицы является наличие системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице снижает стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивает время поиска подходящей работы. В перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. Однако увеличение пособий по безработице и сроков их выплат способствует еще большему числу безработных. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда, например развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т. д.
Циклическая безработица – представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от ее естественного уровня. Возникает в период циклического спада и свидетельствует о несбалансированности рынка труда.
С одной стороны безработица – неизбежное явление рыночной экономики, она способствует развитию конкуренции на рынке труда, поддержанию строгой трудовой дисциплины, заинтересованности работников повышать квалификацию, с другой стороны высокий уровень безработицы – это национальная катастрофа.
Существует математическая взаимосвязь между уровнем безработицы и безвозвратными экономическими потерями, связанными с недопроизводством товаров и услуг. Эту взаимосвязь отразил американский экономист А..Оукен. Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то отставание валового национального продукта составит 2,5%. Экономические потери периода массовой безработицы огромны, кроме того, существуют социальные последствия безработицы, такие как: рост наркомании, преступности, суицида, социальная деградация индивида, или целой группы людей.
Серьезные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение эффективной занятости трудового населения.
В целях содействия занятости населения государство осуществляет:
разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики;
рациональное размещение производительных сил, повышения мобильности трудовых ресурсов, развития временной и самостоятельной занятости;
поощрения принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;
правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан, а также совершенствования законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию государственных программ содействия занятости населения, координация ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;
развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения (статья 12 Закона о занятости населения).
Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения соответствующих гарантий создана государственная служба занятости. Деятельность государственной службы занятости направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию государственных и других программ содействия занятости населения;
содействия гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям в подборе подходящих работников;
организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
регистрация граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендий в период обучения по направлению органами службы занятости населения, оказания материальной помощи безработным и членам их семей, находящихся на иждивении;
ведение учета свободных мест (вакансий) и граждан обращающихся по вопросам трудоустройства и другое.
Работу государственной службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты РБ. Для реализации государственной политики в области занятости на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются территориальные органы – управление областной службы занятости населения, городские, районные центры занятости населения, которые являются юридическими лицами (ст.13 Закона о занятости населения).
2) Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать; лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.).
Понятие «трудовой потенциал» более объемное и разностороннее по сравнению с понятием «трудовые ресурсы». Термин «потенциал» содержит в себе источник возможностей, средств, которые могут быть приведены в действие и использованы для достижения целей. Трудовой потенциал представляет собой обобщающую характеристику совокупной способности к труду трудовых ресурсов.
Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в определенных условиях существенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Трудовой потенциал отдельного работника служит исходной единицей для формирования трудового потенциала предприятия и всего общества в целом.
Трудовой потенциал предприятия может быть охарактеризован следующими параметрами:
численность работников с соответствующим уровнем подготовки;
дисциплинированность;
уровень научной организации труда;
динамика производительности труда и т.д.
Трудовой потенциал общества может быть охарактеризован численностью трудоспособного населения; количеством рабочего времени, отрабатываемым трудоспособным населением; состоянием здоровья, развития и физической дееспособностью членов общества; образовательный и квалификационный уровень; нравственное состояние трудоспособного населения и др.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание