4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
ГК РФ определяет товарищества как «организации с разделенным на доли (вклады) уставным (складочным) капиталом» (ст. 66). Товарищество – добровольное договорное объединение. Создается при подписании участниками товарищества учредительного договора. Товарищество соединяет имущественные средства (деньги, вещи, движимое и недвижимое имущество) и личные силы участников. Личное участие в деятельности товарищества его участников обязательно.
ГК РФ предусматривает два вида товариществ.
Полное товарищество – соединение двух или более лиц для ведения за общий счет хозяйственной деятельности под прямую, неограниченную и солидарную ответственность всех партнеров. Каждый участник имеет один голос независимо от доли его имущественного или личного участия. Отличительный признак полного товарищества – неограниченная имущественная ответственность партнеров. В случае, если для уплаты долгов не хватает имущества товарищества, взыскание кредиторов может быть обращено на личное имущество партнеров. Ответственность носит солидарный характер («один за всех и все за одного»).
Фирменное наименование товарищества должно включать либо имена всех участников и слова «полное товарищество», либо имена одного или нескольких партнеров с добавлением слов «и компания» или «полное товарищество».
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен содержать наименование товарищества, его местонахождение, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала, порядок изменения доли каждого участника, порядок внесения вкладов, ответственность.
Управление полным товариществом осуществляется по согласию всех участников, но в учредительном договоре могут предусматриваться случаи, требующие принятия решения большинством голосов. Для совершения сделок требуется согласие всех партнеров, если только одному или нескольким лицам от имени товарищества не вручена соответствующая доверенность. Каждый партнер участвует в прибылях и убытках пропорционально своему вкладу, но эта схема допускает отступления, если личное участие одного из партнеров превалирует.
В товарищества обычно объединяются представители одной профессии. Преимущества товарищества те же, что и у индивидуального предпринимателя, но к ним добавляются возможности разделения труда, специализации, увеличения финансовых возможностей. Недостатки те же, что характерны для индивидуальных предпринимателей, но к ним добавляется несогласованность действий партнеров. Необходимость координивать свои действия заставляет выдвигать лидера, а проблема весьма болезненна для людей творческих профессий, обычно объединяющихся в товарищество.
Как правило, фирмы типа «товарищества» довольно неустойчивы во времени. Например, она может быть ликвидирована в случае смерти одного из партнеров или выхода одного из партнеров из товарищества.
Товарищество на вере или коммандитное товарищество. Зародилось как форма участия в товариществе не только людей, дающих интеллектуальные, трудовые и имущественные взносы, но физических и юридических лиц, обладающих денежным капиталом. В этом случае капитал товарищества составляется не только из взносов полных товарищей, но и из взносов вкладчиков. При этом вкладчики несут ограниченную ответственность в размере своего вклада, полные товарищи (учредители) – неограниченную и солидарную ответственность. Учредительный договор подписывают только полные товарищи. Вкладчики не могут руководить коммандитным товариществом (могут участвовать в собраниях, знакомиться с годовыми отчетами), но могут получать прибыль пропорционально вкладу.
В книжном бизнесе России товарищества не нашли широкого применения. Попытки создания издательских и книготорговых товариществ и кооперативов писателей и художников приводили к созданию неустойчивых фирм, которые быстро распадались. Немногим большую устойчивость проявили товарищества и кооперативы дизайнеров, переплетчиков, мастеров миниатюрной книги и т.п.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя