44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е годы как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Представители этого направления основываются на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции, выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности. В этот период сложились крупные центры неолиберализма в Германии, США, Англии, Франции. Наиболее ярко либеральные идеи представлены в трудах представителей неоавстрийской школы (Л. Мизес, Ф. Хайек), своеобразны взгляды неолибералов в Германии (Фрайбургская школа). Л. Мизес и Ф. Хайек стремились использовать методологию австрийской школы в послевоенный период, положив тем самым начало неоавстрийской школе Фрайбургская школа – это западногерманский вариант неолиберализма, возникший на базе идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма в начале 30-х годов ХХв. Основоположником фрайбургской школы является Вальтер Ойкен (1891-1950). Центральная теоретическая разработка фрайбургской школы – учение об «идеальных типах хозяйства». В.Ойкеном выделяются два основных типа – «центрально-управляемое» хозяйство, подтипами которого являются натуральное и индивидуальное домашнее хозяйство и «хозяйство общения» или «меновое» (рыночное) хозяйство. Эти типы – логические конструкции, инструменты анализа, при помощи которых все известные в истории экономические системы систематизируются на базе единого критерия – управления или координации экономической деятельности. Реальные же экономические системы представляют собой определенное сочетание черт обоих типов, но тяготеют к какому-либо одному. Наиболее предпочтительной экономической системой он считает «меновое» хозяйство, основанное на соперничестве, подчеркивая, что такая система должна формироваться под сознательным руководством государства, путем проведения политики порядков. Политика порядков – это совокупность норм, правил и институтов, действующих в данном обществе и направленных на создание долгосрочных рамочных условии для хозяйственного процесса в рамках определенного хозяйственного порядка. Государственное вмешательство в концепции В. Ойкена ограничено: оно формирует экономический строй, хозяйственный порядок, а регулирование и ход хозяйственного процесса происходит спонтанно. Именно поэтому теоретики фрайбургской школы называли себя «ордолибералами» («ордо» означает строй, порядок)
Человеком, который на практике сумел воплотить многие идеи неолибералов, создать основы «социального рыночного хозяйства» был Людвиг Эрхард (1897-1977). Согласно взглядам Эрхарда, социальное рыночное хозяйство является специфической разновидностью либеральной модели свободной рыночной экономики со всеми присущими ей основными родовыми признаками: гарантирование индивидуальных свобод и права частной собственности, децентрализация экономических решении, свободное ценообразование и свободная конкуренция, открытость внутреннего рынка. «Социальность» же должна проявляться в следующих принципах экономической политики государства: 1) поддержка рыночного механизма как основы эффективной экономики и источник социальных благ; 2) большая часть доходов должна оставаться в руках получателей, а не изыматься в виде налогов и взносов; 3) социальная политика должна способствовать финансовой самостоятельности гражданина; 4) чем богаче общество, тем меньше получателей социальных благ, с повышением благосостояния должна усиливаться индивидуальная ответственность за себя; 5) экономическая свобода должна сочетаться с социальным выравниванием. Можно заключить, что концепцию «социального рыночного хозяйства» Эрхарда понимал как определенный тип политики. Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом, создала предпосылки для
экономического возрождения послевоенной Германии, вошла в историю как «немецкое чудо», является одной из моделей перехода от «принудительно направляемого хозяйства» к социальной рыночной экономике. Неолиберальная школа выбрала серединный путь между крайностями неоклассики и кейнсианства, она разработала вариант регулируемой экономики, но с большим акцентом на саморегулируемость рыночного механизма.
реального уровня занятости и дохода» М. Фридмен считал, что бюджетная политика не имеет особого значения (достаточно рассматривать только доходную часть бюджета). Решающее значение имеют кредитно-денежная и денежная политики. Но не стоит их детально прорабатывать, так как это может вызвать дестабилизацию.
противоречий в России была обусловлена не предельностью исторической эволюции, а напротив, недостаточным развитием капитализма и существованием феодальных пережитков. Поэтому реализация абстрактно правильных идей формационного качественного скачка на конкретной российской практике оказалась преждевременной и, в целом, неудачной Важным элементом ленинской теории империализма явилась также концепция государственно-монополистического капитализма. В работах «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «Детская болезнь "левизны" в коммунизме» и др. Ленин показал, что одним из следствий роста обобществления производства при империализме становится сращивание силы монополий с силой государства, формирование единого государственно-монополистического хозяйственного комплекса, значительное расширение и усложнение регулирующих функций государства в экономике. Тем самым, Ленин значительно раньше Кейнса и других теоретиков регулируемого рынка показал историческую предельность смитианских теоретических моделей свободноконкурентного рынка, «ночного сторожа» и т. п. Однако тенденции развития государственного регулирования экономики также были охарактеризованы Лениным в качестве аргументов обоснования своевременности и необходимости социалистических преобразований в России, что, как показала последующая практика, было ошибочным.
В целом, ленинская концепция империализма стала крупнейшим явлением в развитии мировой экономической и обществоведческой теории и оказала огромное практическое влияние на развитие мировой цивилизации в XX веке. Эта концепция представляла собой системную характеристику сущностных свойств монополистической стадии капитализма образца начала века. В то же время, последующая мировая социальная практика продемонстрировала возможность кардинальных преобразований рыночного хозяйства и качественного возрастания регулирующих и социальных функций государства при сохранении и в рамках системы частнокапиталистической собственности, а также переход к новой стадии капиталистической общественно-экономической формации — стадии глобального финансового капитала. Если отдельные элементы социализации действительно формируются в условиях индустриальной стадии общественного развития, то системная посткапиталистическая трансформация объективно возможна лишь на базе постиндустриальных производительных сил.
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.