3. Методы обоснования плановых решений
Методы – конкретные способы, технические приемы, с помощью которых решается какая-либо задача планирования, рассчитываются числовые показатели, т. е. обосновываются плановые решения.
Методы обоснования плановых решений – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании, часть их формализована, другие имеют слабое описание. Владение этими методами, понимание их сущности значительно облегчает работу по составлению бизнес-планов, повышает их качество.
Хорошо известны, например, балансовый метод, опытно-статистический, нормативный метод (метод технико-экономических расчетов), экономико-математические методы и модели.
В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как метод чувствительности, проверка устойчивости, операционного анализа, нормы прибыли на вложенный капитал и др. Эти методы присущи планированию в условиях рыночной экономики и ранее в отечественной практике не рассматривались.
Анализ чувствительности – позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия. Анализ чувствительности может использоваться:
1. Для выявления факторов наиболее влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия (изменение дохода в зависимости от изменения цен на продукцию, сырье, объема выпуска и пр.). Знание этих факторов и их влияния позволяет заранее выявить и учесть, а, следовательно, и уменьшить их негативные последствия.
2. Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении их в план. Для каждого проекта определяется чувствительность к изменению различных факторов: цен, объема продаж, процентных ставок по кредиту. Предпочтение отдается наименее чувствительному критерию.
Проверка устойчивости. По форме данный метод похож на анализ чувствительности, но в отличии от него, позволяет оценить одновременное влияние нескольких параметров на конечные результаты. Его главная цель – предвидеть ход развития событий в процессе реализации плана, при возможных изменениях, которые могут произойти во внешнем окружении и внутренней среде организации.
Суть метода – разработка сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана. Для каждого из них определяются доходы, потери, показатели эффективности.
Норма прибыли на вложенный капитал – важнейший инструмент планирования. В основе этого метода лежит расчет, показывающий связь между доходами организации и ее капиталом. С его помощью определяется целесообразность капитальных вложений, планируются затраты, производится оценка эффективности прошлых плановых решений. К основным преимуществам данного метода следует отнести его простоту, соответствие главной цели деятельности организации.
Сегодня при расчете данного показателя используются различные виды капитала, что значительно расширяет зону его применения. Так, норма прибыли на собственный капитал характеризует финансовые результаты работы, на используемый капитал – является показателем деятельности организации и т. д.
Дисконтирование – метод приведения будущих доходов (расходов) к исходному моменту времени (моменту осуществления капиталовложений). Учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия.
Приведение доходов будущих лет к моменту осуществления капиталовложений осуществляется по следующей формуле:
где Дn – приведенный доход, руб.;
ДГ – ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на момент их осуществления, руб.;
r –норма дисконта;
t – порядковый номер года приведения.
Операцонный анализ. Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов организации.
Если прибыль – цель организации, то операционный анализ – важный метод ее достижения.
Операционный анализ в планировании может быть использован для установления цен на продукцию, определения объемов продаж, запаса финансовой прочности, позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить риск.
Суть метода – определение точки нулевой прибыли, или минимального объема продаж, начиная с которого фирма не имеет убытков. При этом издержки фирмы (ВИ) равны ее доходам (В), то есть:
где q – объем продаж в физических единицах, шт.;
Ц – цена 1 продукции, руб.;
ПОИ – постоянные издержки в объеме реализации;
ПИ – переменные издержки на 1 продукции.
где q – точка безубыточности, то есть объем продаж, соответствующий безубыточному состоянию организации Его называют критическим объемом или порогом рентабельности.
Для расчета точки безубыточности в денежных единицах рассмотренная формула точки безубыточности примет вид:
и издержек (рис. 2).
В процессе построения графика «точка безубыточности» выделяют «запас прочности» – разница между планируемой выручкой от реализации и критическим объемом. Можно рассчитать «запас прочности» и в процентах к выручке от реализации.
Значительную помощь в расчетах объема продаж и прибыли может оказать «производственный левередж (рычаг)» – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Производственный рычаг определяют как отношение переменной (маржинальной) прибыли к прибыли организации. Под маржинальной прибылью понимают разницу между выручкой от реализации продукции (ценой) и суммой переменных затрат.
Сила производственного рычага определяет взаимосвязь изменения выручки от реализации и изменение прибыли.
Несмотря на наличие разнообразных формализованных методов в бизнес-планировании достаточно часто применяются и интуитивные методы. Этого требуют специфика бизнес-планирования и его творческий характер .
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: