2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
В современной практике бизнес-план выполняет следующие основные функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки концепции и стратегии ведения бизнеса, т.к. позволяет избежать ошибок еще «на бумаге», рассмотрев свою фирму со всех сторон – производственной деятель-ности, маркетинга, финансов.. Эта функция жизненно необходима в период созда-ния предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция - планирование. Бизнес-план является инструментом, с помо-щью которого предприниматель может оценивать фактические результаты деятельности фирмы за определённый период, и составить план на новый период, оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Сверяясь с бизнес-планом, можно выяснить, по каким показателям фирма отстала или ушла вперед или вообще отклонилась от него, хорошо это или плохо, какие намечаются перспективы.
Третья функция (большинство предпринимателей считают её главной) состоит в том, что бизнес-план позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кре-диты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кре-дит непросто. Большинство кредиторов или инвесторов никогда не вложат деньги в бизнес, не изучив бизнес-план (даже при личных связях и благоприятных впечат-лениях, сложившихся в процессе контактов).
Важной проблемой в этой связи является проблема в возросшая невозвратность кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция – это возможность привлечения к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Исходя из перечисленных основных функций бизнес-плана, можно сделать вывод о том, что он помогает:
руководителям предприятий – детально продумать направления их дея-тельности и внутрифирменные возможности, оценить реальные результаты работы предприятия и разработать перспективную концепцию его функционирования.
сотрудникам – лучше понять целевые установки руководства, убедиться в их осуществимости, в финансовой стабильности предприятия. С этим связана уве-ренность коллектива в стабильной работе предприятия в будущем. Это очень важ-но, поскольку практически каждое предприятие неизбежно сталкивается с риско-выми ситуациями на рынке;
кредиторам – осознать приоритеты развития фирмы;
специалистам маркетинговых служб – проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы;
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организа-ционные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;
проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;
предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;
выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распреде-лять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;
определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разра-ботке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и т.д.;
организовать систему контроля за ходом реализации проекта;
подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим пред-принимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не пла-нирует.
Круг адресатов бизнес-плана весьма широк.
Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.
Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.
В бизнес-планировании практикуется разработка альтернативного плана на случай, если предложенную идею не удается по тем или иным причинам реализовать. План должен предусматривать вариант неудачи, возможность потери вложенных ресурсов, изменения на рынке, просчеты в механизме управления. Иными словами, бизнес-план призван убедительно доказать, что при его разработке продуманы мельчайшие подробности деятельности компании.
- Тема 5.1. Бизнес-план как обоснование предпринимательской идеи.
- Необходимость, основные принципы и задачи составления бизнес-плана.
- 2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
- 3.Особенности составления бизнес-плана.
- 4. Особенности бизнес-планирования в России.
- 5. Стандарты и методики бизнес-планирования
- 6. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.