logo search
Лекции для экзамена

Место отрасли в экономике страны и ее особенности

Особенности отрасли, которые отличают ее от других отраслей экономики:

- использование земли, растений и животных в качестве основных средств производства;

- рассредоточенность производства отрасли по территориям и климатическим зонам;

- использование части полученной продукции в последующем производственном цикле;

- сезонность производства в связи с несовпадением рабочего периода с периодом производства;

- влияние биологических и климатических факторов на эффективность производства, зависимость результатов от меняющихся погодных условий;

- возможность и необходимость сочетания подотраслей;

- специфика проявления законов рынка на сельскохозяйственных рынках в связи с неэластичностью спроса по цене, выходом на конкурентный рынок со своей продукцией и зависимостью от монопольных структур I и II сфер АПК и др.;

- отрасль – основной источник продуктов питания, на ее долю приходится 95% производимого в стране продовольствия. Этим определятся особое значение отрасли и ее место в экономике страны.

Объективно это отрасль является основной в народном хозяйстве, производя продукты питания и сырье для многих отраслей перерабатывающей промышленности. Это, во-первых.

Во-вторых, это источник доходов 11% занятого в отрасли населения, а также значительной части населения, проживающего в сельской местности (примерно, треть населения страны).

В-третьих, сельское хозяйство обеспечивает занятость работников других отраслей, которые создают для него средства производства и перерабатывают сельскохозяйственное сырье. Один работник сельского хозяйства дает возможность работать семи человекам других отраслей.

В-четвертых, отрасль создает значительную долю валового внутреннего продукта, национального дохода, балансовой прибыли, осваивает большой объем инвестиций (см. табл. 1). Вместе с тем проявляются определенные противоречия и несоответствия между долей производимой в отрасли продукции и уровнем оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к среднероссийскому уровню.

  1. Основные аграрно-экономические учения в России.

Чаянов Александр Васильевич

(1882 – 1938 гг.)

считал целесообразным: 1) сочетание всех форм собственности, организационных форм и видов предприятий: крупных, средних, мелких, частных, кооперативных, государственных; 2) широкое исполь-зование кооперации; 3) обеспечение оптимальной концентрации, т.е. увели-чение размеров до такого предела, пока преимущества концентрации не поглощаются дополнительными издерж-ками по перевозкам на длительные расстояния.

Кондратьев Николай Дмитриевич

(1892-1938гг.)

разработал учение о циклах и о поддержке сельскохозяйственных производителей. Выделил циклы: большие структурные; специфические капиталистические циклы; природно-экономические многолетние циклы; циклы сезонных колебаний. Основной вклад Н.Д.Кондратьева в аграрно-экономические учения:

а) по конъюнктуроведению,

б) по теории больших циклов конъюнктуры,

в) по теории экономической статистики;

г) по мировому хозяйству,

д) по научному обоснованию закономерностей развития сельского хозяйства,

е) по социализации земли.

Проанализировав состояние экономики многих стран, Кондратьев сформулировал теорию «длинных волн» рыночной конъюнктуры. Страны рыночной экономики регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образуя стандартные циклы, повторяемые через 40-60 лет и связанные с открытиями. Подъем волны сопровождается войнами, революциями и потрясениями. Сделал вывод, что экономика развивается по объективных законам.

Столыпин Петр Аркадьевич-

(1862 – 1911гг.)

Еще в 1906г., став председателем Совета Министров России, предложил программу реформирования по трем направлениям:

  1. Главное направление Столыпин определил как решение агарного вопроса (ликвидация чересполосицы; создание хуторских хозяйств; переселение в многоземельные районы Зауралья, Сибири, Дальнего Востока; финансовая поддержка аграрных преобразований, в частности, через Земельный банк). Общину он рассматривал как тормоз развития сельского хозяйства. Крестья-нину, по его мнению, необходимо стать полноценным хозяином на земле.

  2. Второе направление: всеобщее обучение.

  3. Третье направление: развитие промышленности и внутреннего рынка.