Деловые интересы в бизнесе
Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов. Они обусловлены различными потребностями индивидуума. В свою очередь, совокупность экономических интересов определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Существуют два типа таких целей:
-
обеспечение наиболее выгодного личного положения;
-
обеспечение общества товарами и услугами, в которых оно нуждается.
Структура этих целей представлена на Рис. 1 .4.
Интуитивное стремление каждого человека к личному обогащению в бизнесе оборачивается акцентированием внимания каждого участника сделки на своих эгоистических интересах. Они обусловлены, прежде всего, сохранением и приумножением своей собственности. Собственность, в данном контексте, есть правовые отношения, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом. Любой бизнес основан на отношениях собственности. Организация не может работать без использования какого-либо имущества. Следовательно, основной интерес для фирмы – сохранение стабильного имущественного положения. Однако простого сохранения имущества недостаточно для нормального развития компании: объем активов должен непрерывно увеличиваться. Это и обуславливает стремление к преумножению своей собственности.
Рис. 1.4. Цели бизнеса.
Сохранение имущества обеспечивается за счет грамотного учета, экономического анализа, планирования и распределения ресурсов между направлениями деятельности. Основной источник дополнительных ресурсов – это прибыль предприятия. Только из прибыли формируются дополнительные активы. Безусловно, заемные средства способствуют приумножению собственности, но погашение долгов все равно идет только за счет предпринимательского дохода.
Сохранение и приумножение собственности является типичной эгоистической целью любого предпринимателя, обеспечивающей выживание его фирмы на рынке.
Следующая цель предпринимательской деятельности состоит в сохранении и укреплении конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность – это способность организации добиваться своих целей на рынке, на котором уже действуют другие компании с аналогичными целями. Сохранение конкурентных преимуществ подразумевает поддержание качества продукции, уровня обслуживания клиентов, политики цен и затрат, имиджа, а также других факторов на лидирующих позициях в отрасли. Успех бизнеса напрямую зависит от укрепления своих сильных сторон, а не только от их поддержки. Застывшее в развитии предприятие ожидает крах.
И сохранение, и усиление своей конкурентоспособности предприятием достигается за счет постоянных исследований потребностей рынка, политики конкурентов, передовых разработок науки и техники, а также вложения финансовых ресурсов в воплощение результатов этих исследований в реальность. Если сохранение и приумножение собственности обеспечивает функционирование фирмы в краткосрочном периоде, стратегическое развитие немыслимо без постоянного укрепления ее конкурентоспособности.
Еще одна эгоистическая цель бизнесмена заключается в компенсации издержек и максимизации дохода. Издержки – это сумма всех затрат, связанных с производством продукции и доведения ее до потребителя. Доход – это увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящее к увеличению собственности предприятия. Доход есть экономическая категория, характеризующая любые поступления, увеличивающие активы предприятия за счет реализации произведенной продукции, поступления дополнительных нефинансовых средств (например, безвозмездная передача активов), а также других источников.
Именно разница между доходами и издержками (затратами) является основным экономическим результатом деятельности предпринимателя. Именно эта эгоистическая цель определяет современный бизнес. Т. е. стремление к экономической выгоде является главной задачей любой предпринимательской деятельности. Прибыль представляет собой единственный источник средств для существования и развития фирмы.
То, что компания руководствуется своими эгоистическими целями, обеспечивает ее основной успех в сфере бизнеса. Поскольку эти цели у разных субъектов деловых отношений пересекаются, неизбежны постоянные конфликты. Результатом таких конфликтов является распределение ресурсов между компаниями, руководство которых наиболее профессионально в предпринимательстве. Поскольку на рынке остаются только самые успешные бизнесмены, они, грамотно используя методы конкурентной борьбы, обеспечивают полноценное удовлетворение запросов своих клиентов и всего общества в целом. Рациональный предприниматель вполне осознает, что достижение персональной выгоды невозможно без ориентации на потребности окружающих, а не только свои личные. Таким образом, бизнес преследует и общественные цели, заключающиеся в предоставлении обществу качественных товаров и услуг.
Первой целью здесь является сохранение и укрепление партнерских отношений. Партнерские отношения есть система связей между субъектами рынка. Компания, теоретически, вполне может обходиться без стабильного и прочного партнерства с другими фирмами. Например, фирма ограничивается разовыми сделками, постоянно меняя круг поставщиков, клиентов и посредников. Но это сильно осложнит ее функционирование. Организации придется постоянно затрачивать средства и силы для поиска новых партнеров, принимать на себя риски, связанные с несвоевременными поставками, некачественным сырьем, недобросовестностью партнера и др. Напротив, прочные и стабильные связи позволяют четко прогнозировать действия партнеров, пользоваться системами скидок, гарантировать удовлетворительные сроки и условия сделок и др. Кроме того, к постоянным партнерам проявляется совершенно другое отношение. Безусловно, не стоит ограничиваться только одним постоянным поставщиком, клиентом или посредником, но 2 – 5 стабильных каналов связи с другими компаниями следует поддерживать. Таким образом, сохранение надежных партнерских отношений является необходимым элементом эффективности в бизнесе.
Установление партнерских отношений возможно только путем реальной работы с различными компаниями. Фирма должна на основе имеющейся информации выбрать несколько деловых партнеров и работать с ними. В процессе такого взаимодействия автоматически выделятся несколько компаний, условия и надежность ведения дел с которыми оптимальны. В дальнейшем следует рассматривать их как возможных постоянных партнеров. Укрепление долгосрочного сотрудничества может осуществляться путем заключения дополнительных взаимовыгодных договоренностей. К примеру, фирма договаривается с поставщиком о регулярных закупках сырья в течение года по сниженной цене.
Стабильность в деловых отношениях может вступать в конфликт с условиями сделок. Например, организация имеет постоянного клиента-посредника, который уже в течение длительного периода закупает продукцию данного предприятия. В это время на рынке возникает новая компания, предлагающая данной организации более выгодные условия совместной работы. Сохранение старых отношений предоставляет стабильность поставок, но и потерю потенциальной выгоды. Выбор другого партнера повлечет за собой лучшие условия сделок, но вызовет дополнительные риски, связанные с потерей прежнего клиента и возможной недобросовестностью нового. Необходимо помнить, что механизм конкуренции рано или поздно приведет рынок в равновесие, т. е. условия работы с обеими компаниями-клиентами уровняются в плане поставок, цен, качества. Если этого не произойдет, то одна из компаний просто прекратит работу. Таким образом, лучшим выбором будет ведение дел со своим надежным партнером. В любом случае стабильные партнерские отношения обладают большим приоритетом при принятии решений.
Цель удовлетворять потребности клиента означает, что предприниматель должен ориентироваться на запросы потребителей. Такая точка зрения существует только с ‘50-х годов XX века. До этого отношение к клиенту сменялось следующим образом.
-
До конца XIX века бизнесмены ориентировались только на снижение издержек производства и повышение производительности труда. Т. е. интересы клиентов совершенно не учитывались. Такой подход получил название производственной концепции.
-
В конце XIX – начале XX веков сформировалось мнение, что потребитель будет благосклонно относиться к товару, если он хорошего качества и предлагается по доступной цене. В данном случае представление о потребностях клиента очень ограничено. Этот подход был назван товарной концепцией.
-
С ’20 – ’30 годов XX века формируется сбытовая концепция. Она предполагает, что покупатель будет приобретать товары в том случае, если приложены определенные усилия в процессе их продажи. Основной характер данной концепции выражен в лозунге: «Продать то, что удалось произвести».
-
Только в середине ’50 – х годов XX века возникла концепция управления, предполагающая полную ориентацию производства на запросы клиента: «Производить то, что можно продать».
Безусловно, учет потребностей населения является важной задачей бизнеса, как в плане обеспечения персональной выгода, так и для поддержания прогресса общества. Организация постоянно должна проводить исследования рынка, на котором она работает (и других рынков, если предполагается работа на них). Подобная деятельность ведется с использованием широкого набора инструментов маркетинговых исследований. Результаты должны как можно скорее приниматься во внимание и внедряться в производственную и сбытовую деятельность компании. Ориентация фирмы на потребности клиента означает, что компания предлагает потребителю удовлетворить определенные из его запросов на возмездной основе. Именно так исключается противоречие между интересами клиента и фирмы, поскольку в процессе совершения сделки каждая сторона достигает реализации своих интересов.
Одной из важнейших общественных целей в бизнесе является создание и поддержание позитивного корпоративного имиджа. Корпоративный имидж – это общественное представление об организации и ее деятельности, сложившееся в процессе работы данной компании. Имидж – это результат функционирования самой фирмы и тех субъектов, с которыми ей приходится взаимодействовать. Имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Нормальное добросовестное отношение предприятия к партнерам, конкурентам, обществу, экологии и др. создает привлекательное мнение о компании. Однако негативный имидж не обязательно становится результатом действий персонала организации. К примеру, враждебно настроенные конкуренты или общественные группы могут служить источниками информации, подрывающей образ фирмы в глазах окружающих.
Положительный имидж оказывает очень сильное влияние на финансовые результаты функционирования компании. Если общество уверено в добросовестности сотрудников организации, надежности работы с ней, то многие потенциальные клиенты сделают выбор именно в ее пользу. В последние годы формируется контингент «этичного потребителя». Эти люди готовы сотрудничать только с теми фирмами, которые бережно относятся к экологии, осуществляют благотворительную деятельность, активно способствуют прогрессу науки и общества. Привлечь таких клиентов можно только при наличии позитивного имиджа. Негативный имидж оказывает полностью противоположное разрушительное воздействие. Определенные психологические законы даже усиливают его.
Для создания и поддержки хорошего образа фирмы недостаточно просто соблюдать этические нормы в процессе работы. Соответствующая культура внутри организации – обязательное условие, но дополнительные активные меры управления общественным сознанием способны принести значительные результаты в данной области. Подходы и инструменты по воздействию на общественное мнение разрабатываются в рамках такой науки, как PR (Public Relations – связи с общественностью). Поскольку этичная культура работы является неотъемлемой частью положительного имиджа компании, то она (компания) будет соблюдать экологические нормы, вежливо относиться к своим партнерам, использовать методы добросовестной конкуренции (ведущей к прогрессу общества). Все это соответствует общественным интересам, т. е. создание и поддержание имиджа – это общественная цель.
Общественные и эгоистические цели бизнеса должны быть сбалансированы. Если приоритет отдается только социальным тенденциям в ущерб предпринимателям, то бизнес начинает испытывать сильное давление и деградирует. Если же эгоистические интересы одерживают верх, то регрессирует общество. В идеальном случае, мы будем иметь совершенное равновесие в этом плане. В такой формации фирмы должны возглавляться профессиональными менеджерами, строго следующими этическим и моральным нормам. Их подчиненные также должны обладать подобными качествами. Такое общество будет полностью понимать и принимать цели бизнеса и способствовать его развитию в ответ на то, что бизнес будет способствовать развитию общества. Но ликвидация конфликтов в отношениях между бизнесом и обществом приведет к ликвидации необходимости развиваться, поскольку конфликт – это основа прогресса. Если прогресс останавливается, то он переходит в регресс до той степени, пока снова не возникнут конфликты, и не появится необходимость в развитии. Таким образом, идеальный баланс не будет достигнут никогда.
- Понятие и виды бизнеса
- Понятие и содержание бизнеса. Экономические блага
- Деловые интересы в бизнесе
- Виды предпринимательской деятельности
- История российского бизнеса
- Предпринимательство на Руси до XV века
- Российское предпринимательство периода XV – XIX веков
- Бизнес в России дореволюционного периода
- Бизнес в период руководства коммунистической партии
- Предпринимательство постсоветского периода
- Концепции и родовые признаки бизнеса
- Концепции бизнеса
- Позитивная концепция бизнеса
- Критическая концепция бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса
- Система современного бизнеса
- Субъекты бизнеса
- Предприятие в системе бизнеса
- Конкуренция в бизнесе
- Бизнес – планирование
- Методические основы разработки бизнес – плана
- Состав бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана
- Титульный лист бизнес-плана
- Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
- Пример резюме проекта
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Учреждение бизнеса
- Организационно-правовые формы бизнеса
- Процедура государственной регистрации
- Направления деятельности на фирме
- Общее управление организацией
- Школы менеджмента и подходы к управлению
- Общие принципы управленческой деятельности
- Маркетинговая деятельность на фирме
- Сущность финансов предприятия
- Инвестиции организаций
- Риски в бизнесе
- Понятие и сущность рисков в бизнесе
- Классификация рисков
- Система управления рисками
- Процесс управления рисками на предприятии
- Методы управления рисками
- Управление информационными рисками
- Методы финансирования рисков