Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
Рынок – категория тов. хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между продавцами или производителями и покупателями или потребителями, олицетвор. соответственно предложение и спрос.
Основные элементы рыночного хозяйства:
– предложение,
– спрос,
– цена.
В зависимости от характера объекта товарного обмена выделяют следующие рынки:
– товаров народного потребления,
– промышленной продукции и средств производства,
– услуг,
– капиталов.
Рынки по состоянию:
1) Покупателя – состояние рынка на котором предложение превышает спрос.
Отличия такого рынка:
– большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров,
– устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров,
– предприятия четко реагируют на изменения спроса покупателей,
– высокий уровень конкуренции.
2) Продавца – состояние рынка, на котором спрос существенно превышает предложение.
Хар-ка рынка:
– скудный ассортимент товаров,
– .......... объемы и масштабы пр-ва,
– полное отсутствие конкуренции.
3) Рынок не продавца и не покупателя – состояние рынка, на к-м фирма изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если только будет осуществляться стимулирование спроса. Отправная точка деятельности фирмы по стимулированию рынка – нужно производить учет того, на каком рынке реализуется продукция фирмы.
4) Регулируемые – рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также гос. нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
5) региональные товарные это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов тов.-ден. обмена. Рынки конкр товаров и тов. групп, товары опред. отрасли, отд страны.
Доля рынка – %, который приходится на долю покупок опр. товара или покупок опр. услуги от всей совокупности покупок товара или услуги данного вида.
Сегмент рынка – часть рынка или группа потребителей, или товаров, или фирм-производителей, или конкурентов, обладающими одним или несколькими общими признаками.
Методы сегментации.
1. По поведению на рынке – способ деления рынка по группам потребителей, при этом учитывается повод для совершения покупки, статус покупателя, интенсивность потребления и отношения к товару.
2. По продукту – способ деления по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Это производный вид от 1 т.к. выделение сегментов по отдельным параметрам произвед. продукции представляет собой учет в иной форме запросов и предпочтений потребителей.
3. По фирмам-заказчикам и формам закупок – способ деления рынка ср-в пр-ва с учетом специфич. проблем заказчиков области закупок ср-в пр-ва, взаимоотношений с покупателями и условия оплаты методов расчета централизации или децентрализации операций по закупке ср-в пр-ва.
4. По основным конкурентам – способ деления по фирмам-производителям аналогичной продукции или товаров-заменителей, при этом в качестве факторов исп. вид потребностей, удовлетв. продукцией фирм-конкурентов.
Рынок – совокупность сущетвующих и потенциальных покупателей товара.
Типы рынков :
По расположению и принадлежности :
местный;
региональный;
зарубежный;
международный;
По типу клиентурных рынков :
рынок потребителей;
рынок производителей;
рынок промышленных продавцов;
рынок государственных учреждений;
По типу спроса и предложений :
рынок продавца (спрос превышает предложение);
рынок покупателя (предложение превышает спрос);
По характеру товарного обмена :
рынок товаров;
рынок услуг;
финансовый;
труда;
По уровням регулирования :
свободный;
регулируемый;
вертикального регулирования (налоги, финансовая система)
горизонтального
По типам продукции, назначения :
конечного потребителя (товары и услуги приобретаются для личного или семейного пользования);
промышленный (товары и услуги приобретаются для последующего участия в процессе производства, перепродажи или сдачи в аренду).
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.