5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
Одним из центральных элементов, определяющих конкурентоспособность предприятия, является выпускаемая им продукция, ее коммерческие характеристики (рис. 8). Выделяются четыре главных направления оценки конкурентных качеств продукта коммерческая идея товара; его реальное исполнение; условия сбыта товара; условия эксплуатации товара.
Рис. 8. Состав коммерческих характеристик товара
1.Коммерческая идея товара является его главной качественной характеристикой. Она должна быть направлена на формирование мощных эмоциональных стимулов к покупке и связана главным образом с мотивами поведения потребителя. Наиболее плодотворные коммерческие идеи всегда оригинальны и направлены на удовлетворение большого потенциального, но нереализованного спроса. Товары-новинки, по которым отсутствуют заменители, товары массового спроса, товары, в которых использованы новые и эффективные принципы работы — основные носители таких коммерческих идей.
Оценка эффективности коммерческой идеи товара вызывает значительные трудности, что объясняется сложностью измерения степени готовности потребителя воспринимать товар как необходимый. Главным количественным критерием в данном случае может служить степень удовлетворения спроса по исследуемой группе товаров. На стадии, предшествующей массовой реализации, в качестве критерия эффективности коммерческой идеи может служить скорость тестовых продаж. Большое влияние на формирование коммерческой идеи оказывают средства продвижения продаж и в частности массовая реклама.
2. Не менее важной группой характеристик конкурентоспособности являются показатели реального исполнения товара. В первую очередь речь идет о фактическом соответствии основных характеристик изделия их проектным значениям, а также превосходстве данных характеристик над изделиями-аналогами. Для различных классов товаров сравнение производится по ключевым группам параметров, определяющим технический уровень изделия. Например, для промышленных тракторов технический уровень оценивается по таким характеристикам:
— показатели назначения: удельный расход топлива при наибольшей тяговой мощности; мощность двигателя; скорость движения трактора; масса трактора и т.д.;
— показатели надежности: ресурс до первого капитального ремонта соответственно трактора, двигателя, трансмиссии, несущей системы; наработка на отказ, удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания на 1000 моточасов работы;
— показатели технологичности: удельная конструкционная масса;
удельная металлоемкость; число сортов масел и смазок, применяемых в тракторе;
— показатели транспортабельности: габаритные размеры;
— эргономические показатели: параметры среды на рабочем месте оператора;
— параметры вибрации; уровень внешнего шума и др.;
— показатели безопасности: путь торможения; предельные углы подъема и спуска и др.;
— патентно-правовые показатели: показатели патентной защиты и патентной чистоты;
— показатели стандартизации и унификации: коэффициент применяемости и др.;
— эстетические показатели.
К аналогам, по которым производится сравнение, необходимо относить конкурирующие изделия, завоевавшие значительную долю рынка и пользующиеся устойчивым спросом и репутацией у пользователей.
Технический уровень рассматриваемого изделия относительно изделия-аналога (Пт) можно рассчитать по формулам:
(1)
где а; — значимость 1-го параметра; qi — технический уровень оцениваемого изделия относительно изделия-аналога по i-му параметру; n — количество рассматриваемых параметров; рi рio—величина i-го параметра оцениваемого изделия и изделия-аналога.
Аналогично оцениваются внешнее оформление товара и его упаковка. При необходимости отдельно определяется соответствие качества товара установленным (принятым на анализируемом рынке) нормам и нормативам.
Важным элементом конкурентоспособности товара являются условия его сбыта. Ценовая привлекательность товара изменяется на основе сопоставления фактуры цен товаров (Пцф) и цен потребления (Пцп):
(2)
где Цф, Цфо, — фактурная цена соответственно оцениваемого и базового изделий; Рi, i = (1.....10)—расходы на транспортировку до места пользования, стоимость установки и приведения в работоспособное состояние, стоимость обучения персонала, затраты на топливо и электроэнергию, заработная плата персонала, затраты на послегарантийный сервис и покупку запасных частей, расходы на страхование изделий, налоги, расходы по оцениваемому изделию;
Pio, i = (1....10)—аналогичные расходы по базовому изделию.
Ценовая привлекательность товара может быть уточнена также и в ходе сравнения других коммерческих характеристик товара: качество, упаковка, марка, условия обслуживания и др.
4. При сопоставлении условий реализации и поставки товара необходимо принимать во внимание условия авансирования, скидки к цене, условия платежа и постановки, сроки поставки, гарантии и др. Например, в случае если продавец требует провести авансовые платежи за продаваемый товар, стоимость контракта может быть изменена с учетом поправки на условия авансирования (Па):
Па = (100—0,00083 Бп S (ai ti)) / 100, i = 1.....П,
где Бп—годовой банковский процент по депозитам, перечисленный для долларового эквивалента депозита; аi—размер соответствующего платежа в процентах к общей сумме; ti — срок между внесением аванса и получением заказа; — n количество частей аванса.
Для изделий с длительным сроком службы, а также при преимущественно неценовой конкуренции в качестве характеристики конкурентоспособности необходимо оценить и условия эксплуатации. В первую очередь это касается условий поставки, монтажа, гарантийных обязательств, условий послегарантийного обслуживания. Результирующим показателем конкурентоспособности товара могут служить: объем фактических продаж и его сравнение с объемом продаж конкурирующих товаров.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Карпова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 1.
- Контрольные вопросы к § 1.1
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.2. Методические подходы
- К анализу конкурентоспособности
- Экономических объектов различного уровня
- (Отдельных отраслей, предприятий, товаров)
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Глава 4 международная конкурентоспособность предприятий (фирм)
- 4.1. Стратегические цели и средства повышения международной конкурентоспособности
- Российских предприятий (фирм)
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Литература