logo search
хрестоматия

В. Маршаллианская революция альфред маршалл

Альфред Маршалл (1842—1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях, одним из организаторов Королевского экономического общества.

А. Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, которая была начата австрийской школой предельной полезности (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер), американской школой предельной производительности (Дж. Б. Кларк) и математической школой в экономике (английский экономист У. Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л. Вальрас, итальянский экономист В. Парето), использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад А. Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали “маршаллианской революцией”.

В отличие от английской классической политической экономии неоклассики провозгласили предметом экономической теории “чистую экономику”, которая не зависит от общественной формы, ее организации. Единичным объектом изучения стал так называемый экономический человек, который, в какой бы. роли он ни выступал (потребителем, предпринимателем или продавцом рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия) для его получения. При исследовании отдельных хозяйственных единиц применялись предельные величины, которые характеризуют эффект, получаемый от дополнительной единицы, потребления (предельная полезность) или затрат производственного фактора (предельная производительность фактора).

На базе неоклассического направления возникли новые и недостающие звенья экономической теории — теория рыночной цены, учение о предпринимательстве, теория потребительского поведения и др. Неоклассицизм стал отправным пунктом для развития на Западе современной экономической науки.

А. Маршалл внес в неоклассическое направление весомый вклад, который используется до сих пор. Он дал новое толкование издержкам производства: исключил из них затраты, на средства производства и включил прибыль капиталистов. Отсюда вытекало, что заработная плата и прибыль растут параллельно росту производства. При этом прибыль отождествлялась с процентом, уровень которого, по мнению А. Маршалла, определяется спросом и предложением капитала.

А. Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков — Д. Рикардо, а поэтому пытался соединить его учение о стоимости с субъективной теорией предельной полезности. Он столкнулся с односторонностью как трудовой теории стоимости (считавшей цену денежным выражением стоимости — трудовых затрат производителя), так и теории предельной полезности (видевшей в рыночной цене проявление субъективных оценок товаров покупателем). Стремясь преодолеть это противоречие, А. Маршалл пришел к следующему заключению. В процессе образования рыночной цены. одинаково неправильно отдавать предпочтение либо предложению продавца, либо спросу покупателя. Поэтому в центр исследования он поставил формирование на разных товарных рынках цен под влиянием взаимодействия спроса и предложения. При этом были выявлены функциональные (количественные) зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением. Эти и другие положения содержатся в главном труде А. Маршалла “Principles of economics” (принципы экономической науки). Это произведение стало учебником, по которому учились студенты. Англии и США. В середине XX в. укороченное название данного произведения — “economics” — стало обозначать широко распространенные на Западе и в других странах учебники, в которых излагается неоклассическая экономическая теория.

Ниже приводятся важнейшие разделы, труда А. Маршалла. Они посвящены большому кругу вопросов: предмету экономической науки, методам экономических исследований, новому пониманию богатства и полезности благ, потребностям и потребительскому спросу, факторам производства, равновесию спроса и предложения.