45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
Ещё в дореволюционный период в связи с быстрым ростом крестьянских кооперативов возникла организационно-производственная школа. Лидером этой школы стал крупный русский экономист Александр Васильевич Чаянов (1888-1937). Его основные труды: "Организация крестьянского хозяйства" (1925), "Краткий курс кооперации" (1925). Теория крестьянского хозяйства. Главным предметом исследования Чаянова было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, нацеленное на удовлетворение потребностей членов семьи. Чаянов интересовался натурально-потребительскими чертами этого хозяйства и в меньшей степени его товарно-рыночными чертами. Он считал, что такое исследование важно при изучении аграрного строя не только России, но и Китая, Индии и других стран со слабым развитием рыночных отношений. Основными понятиями выступают здесь организационный план и трудопотребительский баланс крестьянского хозяйства. Распространенной в советской экономической литературе схеме "кулак - середняк - бедняк" Чаянов противопоставлял собственную классификацию, включающую шесть типов хозяйств: 1) капиталистические, 2) полутрудовые, 3) зажиточные семейно-трудовые, 4) бедняцкие семейно-трудовые, 5) полупролетарские, 6) пролетарские. Чаянов выдвинул план разрешения социальных противоречий в деревне через кооперативную коллективизацию различных типов хозяйств (со 2-го по 5-й) и кооперативный кредит. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов видел в массовом распространении кооперации, её антикапиталистическом и антибюрократическом содержании. Он выступал против огосударствления кооперативов. Выгодность кооперации, по мнению Чаянова, заключается в относительно низких ценах на продукцию и в дополнительном доходе её членов. Чаянов полагал, что к кооперативам должны отходить те виды деятельности, технический оптимум которых превосходит возможности отдельного крестьянского хозяйства. Он исходил из того, что индивидуальные крестьянские хозяйства способны вести эффективную обработку почвы и животноводство. Остальные виды деятельности подлежат постепенному и добровольному кооперированию. Летом 1917 г. учёный выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собственность трудового крестьянства, введение трудовой собственности на землю (без права купли-продажи участков), передача государству помещичьих хозяйств и имений, введение единого сельхозналога для частичного изъятия дифференциальной ренты. Чаянов выступал против уравнительного наделения крестьян землёй. Он исходил из двойственного критерия аграрного переустройства: повышения производительности труда и демократизации распределения национального дохода
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.