logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Процедура государственной регистрации

Сейчас в органах государственной регистрации предпринимателей действует система, основанная на принципе "одного окна", которая подразумевает, что пакет документов подается в единый регистрационный орган. Ранее после прохождения процедуры государственной регистрации предприниматель (организация) должны были самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды для постановки на учет. Т. е. потенциальный бизнесмен должен был формировать несколько пакетов документов и обращаться во множество инстанций, ожидая решения в каждой из них. Теперь один пакет документов предоставляется в территориальный налоговый орган (в отдел, осуществляющий регистрацию и учет налогоплательщиков) по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, а государственная регистрация, постановка на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах происходит автоматически. Зарегистрированный предприниматель получает на руки свидетельство о его регистрации.

Наиболее проста процедура регистрации ПБОЮЛ. Для этого необходимо подготовить следующие документы.

Совершеннолетние граждане РФ, таким образом, предоставляют заявление, копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины. Иностранные граждане или лица без гражданства также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но для этого нужно предоставить дополнительные документы. Несовершеннолетние граждане должны предоставить согласие родителей (усыновителей, попечителей) либо копию свидетельства о браке, либо копию судебного решения об эмансипации (объявлении полностью дееспособным). Другими словами, документы, разрешающие вести предпринимательскую деятельность до достижения совершеннолетия.

Перед формированием пакета документов необходимо составить список видов деятельности, которыми предполагает заниматься индивидуальный предприниматель. Эти виды деятельности заносятся в заявление, а затем указываются в свидетельстве. Т. е. другими видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься, только пройдя процедуру регистрации снова.

Этот пакет предоставляется в налоговый орган, осуществляющий регистрацию индивидуальных предпринимателей. В течение установленного срока документы рассматриваются, и по ним принимается решение о регистрации или отказе. Основанием об отказе может служить неверное составление документов или предоставление неполного их пакета. Свидетельство о государственной регистрации или отказ пересылается по почте, причем в случае отказа в нем указываются причины. После получения свидетельства предприниматель может начинать заниматься своей основной деятельностью.

Государственная регистрация юридического лица, в отличие от ПБОЮЛ, не заканчивается с получением свидетельства. Точнее, после его получения организация не может приступить к основной деятельности, поскольку обязана прежде изготовить печать и открыть расчетный счет. Таким образом, регистрация юридического лица состоит из следующих шагов:

  1. подготовка пакета документов для государственной регистрации;

  2. открытие накопительного счета в банке и внесение 50% уставного капитала;

  3. подача документов в регистрирующий орган;

  4. получение свидетельства о государственной регистрации;

  5. получение разрешения и изготовление печати;

  6. открытие расчетного счета в банке и перевод средств с накопительного счета.

Перед формированием пакета документов необходимо ответить на ряд вопросов:

Все эти сведения отражаются в документах, а на юридический адрес компании приходит заказное письмо со свидетельством или отказом. Кроме того, если учредитель организации один, то состав документов несколько изменяется. Отдельную проблему представляет собой получение юридического адреса, т. е. адреса, по которому будет располагаться центральный офис компании и куда будет приходить вся корреспонденция ей адресованная. Если предприниматели планируют использовать арендуемое помещение, то им необходимо достигнуть определенной договоренности с арендодателем. Ведь договор аренды от лица организации заключен быть не может, поскольку организации еще не существует.

Когда все эти вопросы разрешены, то можно приступать к подготовке учредительных документов:

После подготовки пакета учредительных документов необходимо открыть накопительный счет в банке внести туда не менее 50% уставного капитала. Остаток может быть внесен уже после регистрации фирмы. Естественно, это не касается организации, уставный капитал которой составлен в имущественной форме. В этом случае после регистрации оформляется акт приема-передачи имущества, на основании которого оно передается в организации.

Для открытия накопительного счета необходимо предоставить в банк следующие документы:

Данный перечень является примерным и может изменяться в зависимости от банка, в котором открывается счет. Форму заявления тоже можно получить в банке.

После внесения денежных средств на накопительный счет банк выдает справку о том, что внесено столько-то процентов уставного капитала. Эта справка не требуется при регистрации, но при ее отсутствии регистрация может быть признана недействительной уже после завершения ее процедуры (!).

Следующий этап – подача документов в налоговый орган. В нем затребуют следующее:

Перечисленные документы могут подаваться как лично, так и направляться заказным письмом. В случае отказа на юридический адрес, указанный в учредительных документах, высылается письмо с указанием причин. Причинами могут быть те же условия, что и при отказе в регистрации индивидуального предпринимателя. При положительном решении высылаются следующие документы:

Письма о постановке на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования направляются заказным письмом на адрес организации. Коды статистики следует получить самостоятельно в районном отделении органов государственной статистики.

Следующий шаг – получение разрешения и изготовление печати. Для этого нужно нарисовать эскиз печати, оплатить его утверждение (на данный момент – 679 рублей 80 копеек, включая НДС и комиссию банка) и обратиться в регистрационную палату со следующими документами:

После утверждения эскиза регистрационная палата выдает 2 экземпляра заявления. С ними нужно обратиться в фирму, занимающуюся изготовлением печатей. Стоимость может колебаться от 100 до 1000 рублей и зависит от сложности эскиза. Изготовитель передает печать, 1 экземпляр заявления и расчетные документы.

Последний шаг – открытие расчетного счета. Для этого в банк необходимо предоставить следующие документы:

На основании этих документов организация заключает с банком договор о расчетно-кассовом обслуживании. В течение 10 дней с момента открытия расчетного счета об этом необходимо уведомить налоговый орган.

После осуществления всех этих шагов организация может приступить к осуществлению своей основной деятельности. Причем, уставный капитал должен быть полностью сформирован в течение 1 месяца после государственной регистрации фирмы, а к предпринимательской деятельности нужно приступить в течение 1 года. В противном случае регистрация может быть отозвана.

Таков наиболее сложный путь государственной регистрации юридического лица – регистрации своими силами. Альтернативой может служить обращение в юридическую фирму, предлагающую соответствующие услуги. Профессиональные юристы возьмут на себя составление большей части документов и направление их в соответствующие органы. Стоимость таких услуг может колебаться от 7000 до 20000 рублей, в зависимости от организационно-правовой формы учреждаемого предприятия. Кроме того, некоторые фирмы берут на себя всю процедуру полностью (даже поиск помещения), предоставляя клиенту полностью готовую организацию ("под ключ"). К достоинствам услуг сторонних фирм можно отнести следующее:

В тоже время можно выделить и недостатки:

Соответственно выбор регистрироваться своими силами или с использованием услуг сторонней фирмы нужно производить с учетом средств, имеющихся в распоряжении. Регистрация своими силами ПБОЮЛ сейчас может составлять около 2000 рублей с учетом всех расходов (в т. ч. на аренду офисного помещения). Для ООО или ЗАО эта цифра составляет около 20000 рублей, если уставный капитал минимален. Для ОАО она возрастает до нескольких сотен тысяч рублей, поскольку минимальный уставный капитал для ОАО составляет 100000 рублей. При использовании услуг юридической фирмы эти расходы увеличиваются на стоимость ее услуг.