Организация и нормирование труда
Организация труда - это совокупность мер. направленная на рациональное соединение труда работников со средствами производства с целью достижения высокой производительности труда и сохранения здоровья и работоспособности работающих. Организация труда призвана создавать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, всемерного повышения содержательности и привлекательности труда.
Основными направлениями организации труда являются:
совершенствование форм разделения и кооперации труда;
улучшение подготовки и повышения квалификации кадров;
рационализация приемов и методов труда;
улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
улучшение условий труда;
укрепление дисциплины труда;
совершенствование практики мотивации труда;
совершенствование нормирования труда.
Самостоятельным направлением организации труда является его нормирование. Под нормированием труда понимается установление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение определенных операций (изготовление единиц продукции) или выполнение определенного объема работ в наиболее рациональных организационно-технических условиях.
Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы управляемости.
Нормы времени представляют собой количество рабочего времени, необходимого для изготовления единицы продукции или выполнения объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Норма времени измеряется в человеко-минутах, человеко-часах, человеко-днях.
Норма выработки - установленный объем работ, который работники или группа работников (звено, бригада) соответствующей квалификации должны выполнить в единицу рабочего времени (час, смену и т.д.) в определенных организационно-технических условиях.
Норма выработки (Нвыр) обратно пропорциональна норме затрат труда и определяется по формуле:
Нвыр = (Т * Кр) / Нвр,
где Нвр - норма затрат труда на единицу работы;
Т - продолжительность рабочего времени (час, смена);
Кр - количество работников, участвующих в выполнении работы.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в единицу времени в определенных организационно-технических условиях.
Норма управляемости - это численность работников (количество структурных подразделений), которыми должен руководить один менеджер.
Для установления норм труда применяют аналитический и опытно-статистический методы нормирования труда. Аналитический метод предполагает научный подход к формированию норм и предусматривает проведение следующих операций: исследование трудового процесса, расчленение его на составные элементы; изучение всех факторов, влияющих на затраты труда; проектирование более совершенного состава операции и методов ее выполнения; разработка мероприятий по улучшению обслуживания рабочего места; расчет времени на выполнение работы; внедрение нормы в производство.
Аналитический метод нормирования дифференцируется на аналитическо-расчетный, при котором используются готовые нормативы времени, и аналитическ о-исследовательский, в соответствии с которым нормы определяются путем применения хронометража, фотографий рабочего дня, выборочного метода изучения потерь рабочего времени.
При опытно-статистическом методе сложившееся положение на предприятии в предыдущие периоды рассматривается как база для сравнения с плановым периодом.
- 1 Основные структурные элементы национальной экономики
- 2 Сферы экономики
- 3 Отрасли экономики
- 4 Межотраслевые комплексы
- 5 Секторы экономики
- 2.Предприятие, как основное звено рыночной экономики
- 3.Типы предприятий
- 1. Производственная структура предприятия
- 2. Типы, формы и методы организации производства
- 3. Типы промышленного производства
- 4. Организация производственного процесса
- Организационная структура предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Состав и классификация основных фондов
- 3. Виды оценки основных фондов
- 4. Износ и амортизация основных фондов
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Состав и классификация оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Анализ использования оборотных средств предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Управление кадрами
- Показатели динамики и состава персонала
- Организация и нормирование труда
- Производительность труда и показателю её измерения
- Оплата труда
- Рынок труда
- Функциональные стратегии
- Формирование хозяйственной стратегии
- Маркетинговая стратегия
- Товарная стратегия предприятия.
- Разработка производственной программы
- Виды производственных мощностей
- 1. Разработка производственной программы
- 2. Виды производственных мощностей
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды цен
- Ценовая политика предприятия
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- 1. Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- 2. Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- 3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- 1. Понятие качество
- 2. Конкурентоспособность предприятия
- 3. Конкурентоспособность продукции
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система сертификации
- Международные стандарты и системы качества
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- 1. Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- Система планов на предприятии и их взаимосвязь
- Принципы и методы планирования
- Функции и структура плановых служб предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Балансовый отчет предприятия
- Понятие эффективности производства
- Показатели финансового состояния предприятия
- Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия