2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
Исследование А. Смита начинается с определения предмета экономической науки. Предметомизучения, по мнению Смита, является экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Как отмечал Н. Кондратьев, «весь классический труд Смита о богатстве народов написан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут к наибольшему благосостоянию, как он его понимал». Таким образом, А. Смит исследуетприроду богатства и условия его приумножения.
В основе всей системы экономических взглядов А. Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», позволяют понять, что по Смиту именно экономика, развиваясь, приумножает богатство народа, и это богатство выступает не в виде денег, а в виде материальных (физических) благ. Таким образом, в отличие от меркантилистов, под богатством Смит понимает не деньги, а материальные блага, создаваемые трудом. Соответственно, истинный источник богатства – это деятельность людей, которые ежегодно создают массу потребляемых ими благ.
А. Смит пишет, что естественные силы природы без человеческой деятельности оставались бы бесплодными и бесполезными. Отсюда он делает вывод о том, что поскольку богатство порождается трудом вообще, а не только землей, то производительнымбудет не труд какого-либо одного класса (как у физиократов), а труд всех классов, всей нации в целом. Следовательно,первичной сферой, где создается богатство, становится не сфера обращения, как у меркантилистов, асфера производства, при этом без выделения каких-либо отраслей (в отличие от физиократов).
Установив содержание и источник создания богатства общества, А. Смит рассматривает условия его роста. А. Смит говорит, что «богатство» общества, то есть объем производства и потребления продуктов, зависит от двух факторов: 1) от доли населения, занятого производительным трудом и 2) от уровня производительности труда. Первый фактор он считал менее важным, указывая, что много есть народов многочисленных, но бедных. Несравненно большее значение имеет второй фактор.
По мнению А. Смита, рост производительности общественного труда определяется разделением труда. Смит пишет, что созданное в стране за год богатство является продуктом совокупного труда всех трудящихся. Богатство исходит из их сотрудничества и кооперации, что является результатом разделения труда в обществе. Придавая важнейшее значение разделению труда, как условию роста богатства, Смит превратил его в исходный пункт своего исследования. Начиная свою книгу с разделения труда, А. Смит изображает его как главный фактор роста производительности общественного труда. Действительно, на мануфактурной стадии капитализма, когда машины были еще редкостью, и преобладал ручной труд, именно разделение труда было главным фактором роста его производительности, поскольку наиболее производительным является выполнение простых операций.
А. Смит рассматривает разделение труда двоякого рода - разделение труда в мануфактуре и общественное разделение труда. Рассмотрение вопроса А. Смит начинает с разделения труда в мануфактуре. А. Смит приводит свой знаменитый пример с булавочной мануфактурой, где специализация рабочих и разделение операций между ними позволяет работникам, даже когда они «не слишком хорошо обеспечены нужными машинами», в сотни раз увеличить производство. А. Смит считал, что разделение труда в мануфактуре повышает производительность тремя способами: увеличением ловкости каждого работника; сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому; стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.
Разделение труда в мануфактуре, где рабочие специализируются на разных операциях и совместно производят готовый продукт, способствует громадному повышению производительности труда. Тот же результат приносит и разделение труда в масштабе всей экономики. Общество представляется А. Смиту огромной мастерской, где происходит разделение между различными видами труда, создающими общественное богатство. Разделение труда в обществе, устанавливая сотрудничество всех, для удовлетворения потребностей каждого отдельного лица, является истинным источником прогресса и роста благосостояния.
В то же время происхождение разделения трудана микро- и макроэкономическом уровне различно. Если в мануфактуре специализацию рабочих мест создает управляющий, то в народном хозяйстве разделение труда возникаетестественным образом.
Разделение труда есть следствие общего человеческой природе инстинкта обмена. Этот инстинкт – врожденное человеческое качество. Развивается он самопроизвольно под влиянием одновременного действия личного интереса всех и каждого. «Разделение труда… отнюдь не является результатом чьей-то мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собой последствие определенной склонности человеческой природы, а именно склонности к мене, торговле». «… Уверенность обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта других людей, в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию».
Благодаря разделению труда и обмену человеку удается во много раз увеличить свою производительность и свое благосостояние, а прогресс национального богатства состоит в увеличении всей массы различных предметов, передаваемых в распоряжение потребителей.
Как сделать, чтобы разделение труда широко распространилось? А. Смит считает наиболее важным условием – применение машин. Каждая расширяющаяся фирма должна вводить все больше машин, чтобы повысить производительность своих рабочих. Применение машин в свою очередь позволяет еще в большей степени специализировать трудовые операции и повышать производительность труда. Можно сказать, что А. Смит в концепции разделения труда изложил доктрину технического прогрессакакосновного средства роста богатства нации.
Адам Смит рассматривал зависимость разделения труда от развития рынка. Обширный рынок, доказывал он, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда и рост богатства общества. При узости рынка возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.
Хотя отдельные положения учения о разделении труда были сформулированы предшественниками, в трактовке А. Смита они получили совершенно новое значение. Он убедительно доказал, что труд – источник богатства общества, а разделение труда, которое в рыночной экономике имеет естественное развитие, – важнейший фактор повышения производительности труда и умножения общественного богатства.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель