logo search
Voprosy_k_ekzamenu_po_ekonomike_za_II_semestr

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Феликс:

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цена (спрос - функция от цены).

Курно разработал закон спроса: спрос растёт по мере уменьшения цены (обратно-пропорциональная зависимость).

Для иллюстрации строится кривая спроса: ось Ох - Q (кол-во покупателей (спрос)), ось Оу – P (цена)

Кривая сверху слева идёт направо вниз под различным углом. На цену действует:

а) Эффект дохода - по мере сокращения цены человек на тот же доход может купить большее количество товара;

б) Эффект замещения (замены) - цена субститута неизменна, а исследуемый товар дешевеет, и потребители переходят на него;

в) Психологический фактор;

г) Эффект подключения более бедного покупателя, который увеличивают спрос;

д) Эффект перехода с других рынков;

е) Эффект (предельной) полезности (связан с первым законом Годсона: каждый последующий товар имеет меньшую предельную полезность) - если полезность товара меньше, то покупатель его купит только по более низкой цене. Отсюда, если цена на товар падает (при неизменной полезности), то спрос растёт. Это свойство определяет кривизну линии спроса. Виды (конфигурации) кривой спроса:

а) Крутая - по мере падения цены спрос растёт незначительно;

б) Пологая - по мере падения цены спрос резко возрастает;

в) Вогнутая - сначала спрос растёт медленно, потом быстрее;

г) Выпуклая - замедляющийся рост спроса (сначала быстро, потом медленно);

д) Параллельна оси абсцисс - рост спроса при неизменной цене;

е) Параллельна оси ординат - падение цены при постоянном спросе.

Кривая спроса показывает выручку: площадь криволинейной трапеции ABCD, где A и B - точки на кривой спроса, D и C (слева направо) - точки на оси абсцисс. Если линия спроса параллельна оси абсцисс, то выручка получается простым умножением постоянной цены на меняющееся кол-во покупателей. Достроив линию спроса до оптимальной, можно рассчитать выигрыш и потерю выручки. Можно определять, насколько прибыльно (убыточно) снижение цен при таком-то спросе.

2. Предпочтение (вкус, желание) покупателей - какого товара хотят купить больше, какого меньше, исходя из потребностей, привычек (независимо от цены товара). В этом случае меняется не величина спроса, а сам спрос: перемещается направо или налево (увеличивается или уменьшается). В основе предпочтения лежит желание получить большую полезность: растёт полезность товара, увеличивается спрос и наоборот.

Потребительский излишек (ввёл Дюпен): различные товары имеют разную полезность, а на рынке продаются по одинаковой цене, соответствующей предельной полезности товара. Таким образом, разница между оплачиваемой полезностью и реальной полезностью товара и есть потребительский излишек.

Сумма всех неоплаченных полезностей - совокупная полезность, выигрыш покупателя, потребительская рента. Совокупную и отдельную полезность можно выразить стоимостными показателями. При стремлении к приобретению большей дополнительной полезности увеличивается спрос. Может быть так, что человек не отдаёт предпочтения ни одному из товаров. Тогда спрос и предельная полезность определяется "кривой безразличия" (ввёл английский учёный Эджуорт).

В либеральной экономике (на либеральном рынке) человек имеет свободу выбора. Но, тем не менее, на поведение потребителя (проявления его свободы выбора) влияют следующие факторы:

а) Эффект присоединения - если в моду входит одно, а конкретный индивид предпочитает что-то другое, то индивид, скорее всего, присоединится к большинству;

б) Эффект "сноба" - есть люди, которые хотят быть ни на кого не похожими, "против всех";

в) Эффект Беблена (демонстративный эффект) - человек покупает не модный товар, не тот товар, который демонстрирует его снобизм, а наиболее дорогой.

3. Доход - чем больше денег в кармане, тем больше спрос, тем больше товара может купить потребитель.

Кривая Эйнгеля иллюстрирует соотношение между ростом дохода и затрат: чем больше доход, тем больше затраты и, следовательно, спрос. Спрос по мере роста дохода перемещается направо.

Линия бюджетных ограничений: на каждой из осей - по товару; линия бюджета показывает, сколько каждого товара может купить потребитель при данной цене за единицу (Напоминает вогнутую кривую спроса).

Кривая безразличия показывала, сколько покупатель хочет купить товара при данной полезности, а кривая дохода показывает, сколько товара покупатель может купить при данном доходе.

Реальный спрос определяется след образом:

Линия бюджетных ограничений накладывается на карту безразличий, и выбирается та кривая безразличия, которая касается линии бюджета. Точка касания называется оптимум потребителя - обеспечивает максимальную полезность при данном доходе. Спрос на разные товары определяется разными точками. Если доход растёт, то линия бюджетных ограничений перемещается направо-вверх, смещая оптимумы потребителя. Соединив оптимумы потребителя, получим кривую доход-потребление. Нюансы влияния дохода на спрос:

а) Люди затрачивают на товары не весь доход, а ту часть, которая идёт на потребление, оставляя сберегательную часть, т.е. доход - сбережения (Кейнс).

Income = D (demand) + S (Savings)

Соотношение D и C определяется психологией покупателя (владельца дохода).

Склонность к потреблению - D /income;

склонность к сбережению - S/income.

D/income + S/income =1

Предельная склонность к потреблению: прирост потребления/прирост дохода - ΔD/ Δ Income.

б) Доход оказывается мал, потребитель решает добавить деньги из сбережений, сделанных ранее;

в) спрос определяется не просто доходом, а относительным доходом.

Относительный доход имеет 2 аспекта:

- тот, кто тратит деньги, рассматривает свои траты за прошлый год и стремится израсходовать на спрос не меньше, чем в прошлые годы;

- Эффект "подглядывания": формирование своего дохода по отношению к спросу, основываясь на том, что купили другие люди.

г) весь доход состоит из 2 частей: постоянного дохода и временного дохода.

Постоянный повторяется каждый год, а временный может быть меньше или больше.

По Милтону, спрос определяется не всем, а только постоянным доходом; временный уходит в сбережения. Если временный доход отрицательный (даже постоянный не добран), то деньги берутся из сбережений.

д) Теория "рациональных ожиданий" - при формировании спроса человек ориентируется на постоянный доход, учитывая свои ожидания , и планирует свои расходы исходя из них.

е) Человек расходует доход на спрос с учётом своего жизненного цикла, жизненного опыта. Доход корректируется с расчётом на всю жизнь;

ж) Эффект Дигу: нужно учитывать богатство человека: есть люди, которые формируют свой спрос исходя не из дохода (у них его вообще может не быть), а из миллиардного состояния.

4. Численность населения - растёт, спрос увеличивается (перемещается направо);

5. Налоги - государство через налоги влияет на спрос: налоги растут, спрос уменьшается;

6. Государственные расходы - на трансферты, пенсии, стипендии, пособия. Если они увеличиваются, спрос возрастает;

7. Производство товаров-субститутов - увеличивается, спрос на данный товар уменьшается;

8. Цены на товары-субституты - растут, спрос на базовый товар увеличивается;

9. Производство товаров-комплиментариев - растёт, спрос на базовый товар увеличивается;

10. Цены на товары-комплиментарии - растёт, спрос сокращается;

11. Рациональные ожидания - ожидается повышение цен, спрос повышается и наоборот;

12. Запас - если есть, спрос маленький, нет запаса - спрос большой;

13. Кредиты - есть, спрос растёт; время платить долги - спрос падает;

14. Масса денег - растёт, увеличивается спрос и наоборот.

Неэкономические факторы, влияющие на спрос:

1. Исторические традиции;

2. Религиозные традиции;

3. Климатические (природные) факторы;

4. Политическая ситуация (устойчивая обстановка в стране - спрос тоже устойчив, и наоборот).

1. Совокупный спрос -- спрос на все конечные товары и услуги, произведённые в стране; спрос на валовой продукт, созданный в стране; обеспеченная деньгами потребность в конечных продуктах и услугах; совокупность всех индивидуальных и рыночных спросов, к-ые складываются в стране.

Механизм находится на стороне населения, экономических агентов, к-ые формируют и предъявляют этот спрос. Величина совокупного спроса есть сумма всех расходов, осуществлённых в стране; он определяет совокупную ёмкость рынка страны.

А расходы зависят от доходов. Следовательно, доходы в конечном итоге и определяют спрос.

Расходы, формирующие совокупный спрос:

а) Личное потребление;

б) Частные инвестиции -- расходы на приобретение инвестиционных товаров;

в) Государственные расходы;

г) Чистый экспорт -- спрос, предъявляемый в связи с вывозом товаров за границу (именно чисты, потому что часть товаров по импорту прибывает, наполняя внутренний рынок).

Эти элементы воздействуют на совокупный спрос прежде всего через ценовые механизмы. Их действие примерно такое же, как и на индивидуальном рынке -- чем выше цена, тем меньше совокупный спрос, и наоборот.

В этих механизмах (перечислено 6), приводящих к такой связи между ценой и спросом, появляются некоторые изменения:

- Из числа этих механизмов исключается эффект замещения.

(См. пример с мандаринами и апельсинами -- изменяется цена одного из комплиментарных продуктов, спрос на него уменьшается, и увеличивается спрос на другой).

Здесь осуществляется совокупный спрос, т.е. спрос на все товары, поэтому он и не меняется.

- появляются 3 новых эффекта:

1. Эффект ставки процента.

Когда растёт цена, требуется больше денег для покупки товаров. Для этого нужно взять деньги взаймы.

Таким образом, под влиянием роста цен растёт спрос на денежном рынке.

Рост спроса на деньги по сравнению с предложением приводит к тому, что процент увеличивается.

Отсюда:

а) Не все могут позволить себе брать взаймы под такой процент, поэтому кол-во денег, на к-ые предъявляется спрос, уменьшается;

б) Если в пр-ве обеспечивается доход, меньший чем процент в банке, пр-во прекращается, деньги перетекают в банк, на них не покупают сырьё и энергию (ещё больше снижается спрос).

В результате:

а) Сокращается спрос на потребительские товары, так как

- часть потребителей не может взять кредит для покупки потребительских товаров (см. пункт а выше);

- сокращается зарплата, поскольку сокращаются инвестиции в пр-во;

б) Сокращается спрос на инвестиционные товары (см. пункт б выше).

Таким образом, эффект ставки процента приводит к существенному снижению совокупного спроса в стране.

2. Эффект "Богатства".

Когда растут цены, реальная покупательная сила богатства (дохода от богатства) снижается в прямой пропорции.

3. Эффект импортных закупок.

При росте цен внутри страны (за рубежом не меняются) снижается экспорт и увеличивается импорт, следователь чистый экспорт уменьшится, а значит уменьшится и спрос.

Совокупный спрос, как и любой другой, подвергается действию неценовых механизмов. Они действуют через те же факторы, что и в микроэкономике -- личное потребление, частные инвестиции, гос расходы и чистый экспорт.

Факторы неценового воздействия:

а) Благосостояние населения -- изменяется под влиянием политики доходов, как механизма МКР;

При увеличении этого фактора, совокупный спрос также увеличивается (перемещается по графику направо).

б) Ожидание повышения дохода;

в) Инфляционные ожидания;

г) Механизм налогов -- уменьшаются налоги, увеличивается спрос, и наоборот;

д) Частные инвестиции;

е) Гос расходы;

ж) Чистый экспорт.

2. Совокупное предложение.

!Совокупное предложение -- агрегированный показатель, конкретный для страны; тот валовой продукт, к-ый при данной коньюнктуре рынка собственники-производители предлагают для продажи.

Совокупное предложение лежит на стороне пр-ва, его объём зависит от экономических параметров (прежде всего от ВВП иили ВНП).

Совокупное предложение формируется на базе МК параметров.

Совокупное предлоение имеет сходную конфигурацию с микроэкономическим предложением. Но есть отличия -- сложная конфигурация:

1. Горизонтальный отрезок на графике -- "Кейнсианский отрезок";

2. Промежуточный (восходящий) отрезок -- слева направо, снизу вверх;

3. Вертикальный отрезок (классическая вертикаль).

Почему совокупное предложение имеет такую конфигурацию?

Экономика выходит из кризиса -- наращивается пр-во при постоянной цене (плате) за ресурсы.

В периоды кризиса в общ-ве накапливаются ресурсы -- трудовые (безработица ), неиспользованное сырьё, незадействованные пр-венные мощности и проч. Пока они имеются, каждый обладатель стремится их предложить на любых условиях продать: безработным быть тяжело, зерно лежит, теряет кондицию...

Но как только пр-во достигает точки Q1 (точка перехода горизонтали к восходящей), свободных ресурсов хватать перестаёт и вступают в действие те же самые законы, что на индивидуальном рынке -- закон возрастания предельных издержек, поэтому каждая следующая товарная единица оказывается дороже, чтобы её произвести, нужны более дорогие ресурсы.

Отсюда пр-во будет наращиваться только при возмещении издержек (пр-во растёт и цена растёт).

Потом какое-то время рост цены стимулирует рост пр-ва, пока восходящая линия не кончилась, и пр-во достигло точки Q2 (переход восходящей к вертикали).

На вертикальном отрезке пр-во увеличено быть не может: ресурсов больше нет. А накопленные средства есть. Отсюда конкуренция за продавца ("Продаю тому, кто больше предложит").

Таким образом, возрастание цены стимулирует увеличение предложения до точки Q2, где дальнейший рост пр-ва невозможен пр причине отсутствия ресурсов.

Кроме цены есть и неценовые факторы воздействия на совокупное предложение: под их действием оно перемещается либо направо (пр-во растёт, цены сокращаются), либо налево (пр-во сокращается, цены растут).

Неценовые факторы:

а) Технический прогресс -- совершенствование техники, внедрение научных достижений...

б) Удешевление ресурсов;

в) Сокращение налогов...

Равновесие здесь достигается в точке пересечения совокупного спроса и совокупного предложения (если чертить их на одном графике).

В точке равновесия на ТОВАРНОМ РЫНКЕ -- равновесный спрос, равновесное предложение, равновесные цена и объём пр-ва.

Особенности по сравнению с индивидуальным рынком:

1. Когда равновесие устанавливается на Кейнсианской горизонтали, его изменение сопровождается ростом пр-ва при постоянной цене;

2. Когда равновесие устанавливается на восходящем отрезке, и цена, и объём пр-ва возрастают;

3. На классической вертикали равновесное пр-во остаётся тем же, изменяется только цена.

Эффект "храповика".

Модель:

Равновесие установилось в точке Q1.

Спрос уменьшился, следовательно объём пр-ва тоже сократился.

Но! Цена не сокращается, оставаясь на горизонтали Кейнса, а пр-во может снизиться до нуля, т.е. с незначительным снижением цены пр-во может снизится очень существенно.

Почему цена не снижается?

Есть соответствующие эффекты:

1. Рабочие не соглашаются на снижение зарплаты -- важнейший компонент издержек пр-ва остаётся на прежнем уровне;

2. Профсоюзы поддерживают рабочих, что ещё больше укрепляет их позиции;

3. Предприниматели тоже не хотят терять прибыль. Отсюда прибыль, как компонент издержек, тоже не уменьшается;

4. Собственники капитала тоже не хотят терять доход;

5. Землевладельцы не соглашаются на меньшую арендную плату.

Все эти факторы в совокупности и приводят к тому, что издержки пр-ва практически не снижаются.

------------------------------------------