3.6 Доход, издержки, прибыль
Мера затрат ресурсов в денежном выражении фирмы – издержки. Сумма всех издержек в денежном выражении называется совокупными издержками и состоит из платы за материальные ресурсы, отчислений на амортизацию основных фондов, оплаты труда, налогов, арендной платы, платы за коммунальные и транспортные услуги, расходов на рекламу, платежей за кредиты и т.д.
Выделяют внешние издержки на оплату закупок сырья и материалов, машин и оборудования, товаров для продажи, запасных частей фирмам-поставщикам; оплата услуг разработчиков проектов, консультантов и т.д. Внутренние издержки включают затраты на оплату труда, коммунальные услуги, арендную плату, налоги и т.д. и участвуют в образовании добавленной стоимости.
В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки. К постоянным относятся издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от масштаба деятельности фирмы (от объема производства), например арендная плата, проценты, уплачиваемые за кредит, административные расходы. Амортизационные отчисления относятся к постоянным издержкам. Чем больше объем производства, тем меньше средних постоянных издержек приходится на единицу продукции.
Переменные издержки зависят от величины объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, топливо, вспомогательные материалы, расходы на оплату труда, рекламу.
Сумма постоянных и переменных издержек, приходящаяся на единицу товара, образует себестоимость производства товара. Пример графиков зависимости совокупных издержек от количества единиц продукции Q (переменные (слева) и постоянные (справа)) :
График переменных издержек отражает типичный случай, когда в начальный период организации производства переменные издержки растут быстрее, чем производимая продукция. По мере достижения оптимальных объемов производства (в точке ) происходит уменьшение количества переменных издержек, приходящихся на единицу продукции. При таком объеме производства средние переменные издержки достигают минимума. Дальнейшее расширение производства требует увеличения переменных издержек на единицу продукции (эффект масштаба). Графически, складывая оба графика, получаем для рассматриваемого случая кривую совокупных издержек или себестоимости:
На практике учет затрат регламентируется Налоговым кодексом, который предусматривает четыре вида затрат:
-
материальные (затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера),
-
на оплату труда,
-
суммы начисленной амортизации,
-
прочие затраты (налоги, командировочные расходы, охрана, переподготовка кадров, платежи по оплате процентов за кредиты, услуги связи и т.д.)
.
Производственный цикл фирмы завершается реализацией продукции. Выручка от реализации всей продукции фирмы за определенный период составляет совокупный доход фирмы за этот период. Совокупная выручка от продаж в торговле носит название товарооборота. Если Q – количество реализованных товаров и услуг, P – средняя цена одной единицы товара или услуги, TR – совокупный доход, то
(3.1)
Для упрощения дальнейших рассуждений будем считать, что совокупный доход прямо пропорционален количеству произведенной продукции:
Разность совокупного дохода TR и совокупных затрат TC за один и тот же период дает прибыль фирмы П за этот же период.
(3.2)
Прибыльность производства характеризуется рентабельностью R, показывающей, какой процент составляет прибыль в совокупном доходе.
(3.3)
Показатель рентабельности вида R1 иногда называют рентабельностью продаж. Важным показателем общей рентабельности производства является рентабельность активов:
,
где А – сумма активов фирмы.
Прибыль – главный экономический стимул предпринимательства, финансовый результат работы фирмы, ведущий показатель эффективности ее деятельности, источник обеспечения пополнения капитала и расширенного воспроизводства.
Для анализа предпринимательской деятельности часто используется показатель рентабельности, учитывающий себестоимость продукции (рентабельность продукции):
.
Данный показатель рентабельности хорошо характеризует внутрифирменные различия между отдельными видами производств.
Для того, чтобы связать прибыль и рентабельность со средней ценой продукции фирмы Р, формулу рентабельности (3.3) преобразуем в следующий вид:
.
Положим
.
Здесь S – средняя себестоимость одной единицы продукции или услуг, произведенных фирмой за определенный период.
Из этой формулы и формулы (3.3) получаем для прибыли
Следовательно, для образования прибыли цена реализации должна включать сверх себестоимости товара величину прибыли, соответствующую запланированной рентабельности.
В торговле совокупному доходу соответствует товарооборот. После расплаты с поставщиками в распоряжении торговой фирмы остается валовой доход ВД.
,
где ОС – отпускная сумма реализованных товаров.
Прибыль торговой фирмы образуется как разность между валовым доходом и издержками обращения, в них не включается отпускная цена проданных товаров. Причем
и
Здесь ВД – валовой доход, ТR – реализация (выручка), – стоимость проданных товаров по цене поставщика (отпускная стоимость), П – прибыль, ИО – издержки обращения.
Необходимо различать бухгалтерскую прибыль и чистую прибыль. Бухгалтерская прибыль подсчитывается как разность между кассовой выручкой и всеми видами издержек (платежи поставщикам, налоги, заработная плата и т.д.), как это в обобщенном виде показано в вышеприведенных формулах. Из этой расчетной бухгалтерской прибыли необходимо выплатить налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами и ряд других налогов. Поэтому
Чистая прибыль = Бухгалтерская (валовая) прибыль – Налоги из прибыли
Пример 9. За отчетный год совокупный доход издательской фирмы составил 7900 тыс. руб. Все затраты издательства, включая налоги, равнялись 5750 тыс. руб. Следовательно, валовая (бухгалтерская) прибыль издательства: 7900- 5750=2150 тыс. руб. Допустим, что сумма налогов, уплачиваемых из прибыли равнялась 325 тыс. руб. В результате чистая прибыль издательства за год 2150- 325=1825 тыс. руб. Рассчитайте самостоятельно рентабельность издательства исходя из чистой прибыли.
Пример 10. За отчетный год совокупная выручка книготорговой фирмы составила 4500 тыс. руб. Совокупная отпускная цена всех проданных книг 3000 тыс. руб. Следовательно, валовой доход книготорговой фирмы за год равняется 4500-3000=1500 тыс. руб. Все издержки обращения, платежи и налоги равнялись в отчетном году 1320 тыс. руб. Следовательно, валовая (бухгалтерская) прибыль книготорговой фирмы: 1500-1320=180 тыс. руб. Допустим, что сумма налогов, уплачиваемых из прибыли, равнялась 61 тыс. руб. В результате чистая годовая прибыль: 180-61=119 тыс. руб. Рассчитайте самостоятельно рентабельность книготорговой фирмы по доходу исходя из чистой прибыли.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя