Виды цен мирового рынка
Отличительной особенностью мирового рынка является множественность цен на одинаковую продукцию.
Цены можно классифицировать по различным признакам.
Выделяются 2 основных типа мировых рынков:
Свободные или открытые рынки (свобода конкуренции). Цены: биржевые, аукционные, торговые, цены по обычным коммерческим сделкам.
Затратные рынки (действует ограничение в торговле); цены: трансфертные, цены в группировках стран; цены в долгосрочных и краткосрочных соглашениях.
Биржевые котировки – применяются при биржевой торговле, сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, хлопком, шерстью и т.д.), отражают реальное состояние рынка при реальном соотношении спроса и предложения на бирже и фактическим сделкам.
Аукционные цены – устанавливаются в ходе аукционов по продаже определенного товара ( пушнина, чай, шерсть и т.д.). Аукцион цены всегда устанавливается за наличный товар, и публикуются периодически или по мере поступления товара на рынок.
Цены торгов (тендеров) – определяются в ходе конкурса при заказах на сооружение объектов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин, оборудование, поставку партий сырья фирмам других стран.
Цены контрактов по обычным коммерческим сделкам, по купле-продаже товаров с учетом факторов, определяющих условия сделки и особенности товаров.
Трансфертные цены – используются на закрытых мировых рынках (корпорации), это условно-расчетные цены, по которым отделения корпораций, расположенных в разных странах, передают друг другу товары или их составляющие компоненты, цены такие, чтобы получить максимальную прибыль всей корпорации. На цены, используемые в групповых странах, оказывают влияние экономические отношения, торговые ограничения, действующие в соглашениях стран (ЕС, АПЕГ, АФРОСЕК) ассоциации экспортеров сахара, кофе, цинка.
Эти цены регулируются путем установления коридоров цен, с помощью квот поставки на рынок различных видов продукции.
Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут отличаться от цен свободных рынков из-за особых условий их заключения ( бартерных соглашений, поставки за счет кредита, по программам помощи и т.д.).
2. В соответствии с Концепцией ценообразования в РБ государственное регулирование ценообразования в области внешне-торговой деятельности должно отвечать целям национальной безопасности, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечение благоприятных условий для внешне-торговой деятельности охраны здоровья населения.
Законом РБ О государственном регулировании внешне-торговой деятельности № 347-3 от 25 ноября 2004г. предусмотрено таможенно-тарифное регулирование (установление импортной и/или экспортной таможенной пошлины); нетарифное (путем квотирования или цензирования иных ограничений торговли товарами) регулирование внешне-торговой деятельности, а также запреты и ограничения внешне-торговыми услугами и объектами интеллектуальной собственности; меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешне-торговой деятельности. Формирование и регулирование отпускных цен на импортную продукцию, а также при вывозе товаров в РБ регулируется Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов №43 29 апреля 1999г., а также рядом других нормативных документов.
При экспортных операциях государственного регулирования осуществляется через установление предельных минимальных цен на отдельные виды высоколиквидной экспортной продукции. Предусматривается также установление регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ №529 от 25 апреля 2002г. и с Положением №43 юридические лица и ИП формируют контрактные цены на производимые ими товары, вывозимые за пределы РБ, в валюте или по соглашению сторон с учетом коньюктуры рынка и своего финансового положения. Такой порядок не распространяется на товары, по которым предельные минимальные цены регулируются Министерством Экономики.
Отпускная цена используется в расчетах всеми покупателями, кроме населения, следовательно, при ввозе товаров из-за пределов РБ первым оптовым покупателем, осуществившим ввоз, также формируется отпускная цена.
Внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством РБ может осуществляться только на основании лицензии. Постановлением Совета Министров РБ №440 от 8 апреля 2002г. О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров утверждены 4 перечня:
Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям, образцам ЕС для торговли текстильными изделиями, выдаваемым в установленном порядке Министерством Торговли (ткани, пряжа, чулочно-носочные изделия, постельное белье и т.д.).
Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства Торговли (грибы, клюква, лесоматериалы, вина).
Перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства Торговли (сахар белый, пиво, табачные изделия, ковры).
Перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации Министерством Торговли ( продукции переработки нефти).
Постановлением Совета Министров РБ №1207 от 27 сентября 2004г. предусмотрено, что экспорт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями зерна и продуктов его переработки разрешен только при участии организацией хлебопродуктов, находящейся в ведении им, владельческий надзор которых осуществляется Департаментом по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Цены при экспорте должны быть не ниже минимальных, установленных Министерством Экономики.
По продуктам переработки нефти вывоз разрешен, если экспортер не является производителем данной продукции, только при регистрации контрактов в Министерстве Торговли.
С 2005г. изменился порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг между РФ и РБ.
Ранее экспортируемые товары облагались косвенными налогами, поступающими в бюджет страны – экспортеров, т.е. использовался принцип страны происхождения товаров. В соответствии со ст 2 «Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнение работ, оказании услуг при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
Определение внешнеторговой цены является одним из важнейших разделов контракта. В процессе ее установления учитывается множество факторов в области техники и технологии, экономики и политики, тенденции развития мировой торговли.
Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. В их число входят: выбор базисных мировых рынков и цен; применение системы коммерческих поправок к базисным ценам; учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени; отражение валютно-финансовых условий и условий поставки во внешнеторговой цене; использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены; включение налогов и пошлин в цену контракта (рис 1).
Процедура обоснования цены внешнеторгового контракта
Выбор базисных мировых рынков и цен Применение системы коммерческих поправок к базисным ценам Учет качества товара Применение системы скидок с цен
Выбор базисных мировых рынков. Этот этап предполагает тщательное изучение коньюктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма или предприятие предполагает выйти со своим товаром. Такой анализ наиболее квалифицированно может выполнить специализированная фирма либо специалисты в области внешнеторгового маркетинга самого предприятия.
Сфера изучения базисных рынков включает: состояние совокупного спроса и предложения на конкретный товар как на момент заключения контракта, так и в динамике; основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений; темпы инфляции, уровень учетных ставок центральных банков, динамику курса валюты, степень и сферы государственного регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квотирование, лицензирование и др.) в странах ведущих экспортеров и импортеров.
Выбор базисных рынков имеет особенности в зависимости от характера товара. Значительно проще выбрать базисные рынки сырьевых товаров, чем рынки сложнотехнической продукции. Сырьевые рынки обычно характеризуются устойчивостью номенклатуры реализуемой продукции, традиционностью ведения торговли. Поэтому в качестве базисных рынков минерального и сельскохозяйственного сырья выступают, как правило, крупнейшие биржи, являющиеся центрами мировой торговли (Нью-Йорская товарная биржа, Куала-Лумпурская биржа в Малайзии).
Мировые рынки сложнотехнической продукции отличаются неоднородностью и быстрой обновляемостью реализуемых товаров. В качестве базисных рынков при этом выступают рынки ведущих фирм-экспортеров, центры международной торговли (базисные рынки легковых автомобилей Тойота, Нисан, Форд, БМВ).
Выбор базисных мировых цен. Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки.
На практике базисные мировые цены определяются на основе анализа достаточно представительной информации, которая может включать: счета и контракты по реальным коммерческим сделкам; биржевые цены; цены аукционов и торгов; справочные цены; цены предложений крупных экспортеров; цены статистики внешней торговли; цены каталогов, прейскурантов фирм; специальные обзоры, публикации, бюллетени; материалы выставок и ярмарок и др.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественность цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены конкретного контракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом ряда коммерческих поправок.
Коммерческие поправки к базисным ценам. К числу основных поправок, которые наиболее часто применяются к базисным ценам, можно отнести следующие:
На техническую сопоставимость. Они используются в связи с тем, что на рынках реализуются различные варианты, сорта, виды однотипной продукции. Поправками к базисным ценам на сырьевые товары могут быть различные доплаты, скидки. В ценах на сложнотехническую продукцию могут учитываться различия в технико- эксплуатационных параметрах, комплектации;
На время. Вводятся в том случае, если базисные цены определены на период, отличающийся от конкурентных условий рынка на момент определения внешнеторговой цены контракта. При этом могут учитываться индексы экспортных цен, динамика инфляции, публикуемые официальными органами;
На различия в условиях поставки. Определяются в соответствии с системой Инкотермс-2000;
На количество и постоянство поставок. Учитывают объем партий реализуемых товаров;
На валюту расчета. Вводятся в связи с тем, что базисные цены могут выражаться в различных валютах.
Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта. Формирование контрактных цен на этом этапе характеризуется достаточной сложностью, так как технико-экономические параметры могут быстро меняться под воздействием научно-технического прогресса, порой трудно выбрать наиболее представительные показатели качества по видам продукции. Современную номенклатуру показателей качества составляют показатели назначения, экономичности, надежности, долговечности, ремонтопригодности, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологичности, безопасности, дизайна и др. Учет качества товаров в контрактных ценах заключается в выявлении различий в уровне качества аналогичных изделий на мировом рынке и отечественных предприятий.
Учет фактора времени при определении цены контракта. Цена может быть зафиксирована во внешнеторговом контракте. В международной практике применяется 4 основных способа фиксации цен:
Твердая фиксация цены.
Подвижная цена.
Фиксирование цены в процессе исполнения контракта.
Способ скользящей цены.
Формула расчета контрактной цены:
Цк = Цб * (А*Iц.м+В*Iз.п+С)
Где Цк- цена контрактная; Цб- цена предложения экспортера (базисная); А-доля в цене затрат на материальные ресурсы; В- доля в цене затрат на оплату труда; С- доля остальной неизменной части цены; Iз.п – индекс цен материальных ресурсов; Iз.п- индекс расходов на оплату труда.
Регулирование внешнеторговых цен в Республике Беларусь. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию. По ряду товаров ( нефтепродукты, прокат черных металлов, минеральные удобрения, лесоматериалы, льноволокно и др.) Министерством экономики республики устанавливаются предельные минимальные экспортные цены. Эти цены устанавливают допустимый минимальный уровень цен на экспортируемую продукцию. Выше этого предела цены определять можно, а ниже – нельзя. Такое ограничение призвано не допустить вызов продукции за пределы республики по заниженным ценам, обеспечить необходимое поступление валюты в доход государственного бюджета.
Регулирование внешнеторговых цен косвенно осуществляется также через экспортные квоты на минеральные удобрения, текстильную продукцию ( в страны ЕС), лес, дуб и хвойные пиломатериалы, отходы черных и цветных металлов. Запрещено экспортировать дикие лекарственные растения или сырье из них, редкие растения и животных, произведения искусства и антиквариат, имеющие музейную ценность. Некоторые импортируемые товары ( химические средства защиты растений, промышленны отходы) и квотируемые экспортные товары лицензируются Министерством иностранных дел. Для осуществления валютного контроля используются также декларации «Паспорт сделки». Перечисленные меры обусловливают различия в уровне внутриреспубликанских, внешнеторговых и цен других стран на аналогичную продукцию.
Товарообменные операции – это операции, осуществляемые в рамках исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукции, товаров на эквивалентное по стоимости количество другого товара, в которых предусмотрен расчет в товарной форме.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1781 от 19 ноября 1998г. запрещено осуществлять поставки по товарообменным операциям по скоту живому, субпродуктам, корню валерианы, минеральным, химическим и калийным удобрениям, лесоматериалам и некоторым другим товарам. Если указанные выше товары поставляются по бартеру в счет обеспечения платы за импорт электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа, то бартер разрешен.
Постановлением Совета Министров РБ №440 от 8 апреля 2002г. о мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров запрещено совершение товарообменных операций по табачному сырью и табачным изделиям, кроме сделок мены, которые осуществляются товаропроизводителем в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белгоспищепромом.
Использование неденежных форм расчетов регулируется Указом Президента РБ №373 от 15 августа 2005г. Бартер разрешен в исключительных случаях, когда деятельность по заключению договоров мены не является предпринимательской, имеет разовый характер и не направлена непосредственно на извлечение прибыли, при зачете встречных однородных требований в связи с использованием товаров в собственном производстве.
В случае обмена товарами внутри республики между резидентами, если у одной из сторон импортный товар, необходимо наличие обоснования товарообменной операции.
Экономическое обоснование предполагает расчет учетной операции предназначенного для совершения товарообменной операции товара, т.е. цены, используемые в бухгалтерском учете и устанавливаемой
Если для товарообменной операции используется не товар, произведенный организацией, а иной товар, то ранее учетная цена определялась как цена приобретения, увеличенная на установленный законодательством размер оптовой надбавки, а в настоящее время в соответствии с дополнениями, внесенными в Постановление Совета Министров РБ №405 от 24 марта 1999г. Постановлением Совета Министров РБ №490 от 9 апреля 2001г., она рассчитывается как цена приобретения.
- Тема: «введение».
- Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
- Тема 2: «теоритические основы рыночного ценообразования».
- Тема 3: «государственное регулирование цен и ценообразования».
- Цели и методы государственного регулирования.
- Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.
- Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
- Тема 4: «методы и стратегии ценообразования».
- Методы ценообразования, их содержание, характеристика.
- Стратегии ценообразования.
- Тема 5: «цены в экономике».
- Формирование цен в экономике предприятия.
- Учет предприятиями условий поставки в ценах. Франкировка отпускных цен.
- Отпускные цены на продукцию промышленности их формирование и применение. Регистрация отпускных цен.
- Тема 6: «розничные цены ны товары народного потребления».
- 1.Формирование розничной цены на рынке товаров народного потребления. Модели розничных цен.
- 2.Регулирование, порядок обоснования и распределения торговой надбавки.
- 3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
- Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.
- Тема 7. Особенности национального ценообразования на отдельных рынках тоаваров и услуг.
- Факторы, определяющие особенности формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию:
- Особенности ценообразования на услуги связи.
- Ценообразование на туристические услуги.
- Особенности ценообразования в туризме:
- Особенности ценообразования на рынке бытовых услуг.
- Тема 8. Ценооблразование во внешнеторговой деятельности организации.
- Виды цен мирового рынка