Литература
1. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1988.
2. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-пресс, 1996.
3. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 271.
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Тема 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ФИЗИОКРАТОВ
1. Предпосылки возникновения и основные черты классического направления экономической науки.
2. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера.
3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение Ф. Кенэ.
4. Развитие теории физиократов во взглядах А. Тюрго.
1. Предпосылки возникновения и основные черты классического
направления экономической науки
В середине XVII-XVIII вв. в западных странах происходят важные политические и социально-экономические изменения. Здесь утверждается капиталистическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве, свободной торговле, свободной конкуренции. Наиболее успешно развивалась в этот период Англия, где уже в XVII веке произошла буржуазная революция и решающую роль в обществе приобрела буржуазия. Экономика была организована на принципах капитализма, быстро развивались торговля и мануфактурное производство. Богатство страны теперь отождествлялось не с деньгами, а с возможностью их активного применения, с развитием производства и созданием материальных ценностей. Все более очевидным становилось то обстоятельство, что развитие капиталистического производства затрудняется протекционистской политикой государства. Поэтому главный тезис меркантилистов о необходимости активной роли государства оказался в этих условиях несостоятельным. Система частного предпринимательства требовала полного невмешательства государства в экономику. Именно в этот период возникает новое направление экономической науки - классическая политэкономия, которая стала отражением распространения капитализма в экономике.
Классическая политэкономия во многом придерживается противоположных меркантилизму идей и выступает с критикой меркантилизмапо всем его основнымтеоретическим положениям.
1. Классики заново сформулировали предмет и метод изучения экономической науки. Предметом изучения классической школы в отличие от меркантилистов стала сфера производства, а не сфера обращения.
2. Соответственно, изменилось понимание богатства. Богатствовыступает в форметоваров, материальных благ, которые являются результатом производства и превращаются в деньги в сфере обращения.
3. Классическая теория выступила с критикой протекционистской идеологии меркантилизма, опираясь в своих аргументах на фундаментальные теоретические исследования. Классики выдвинули принцип laissez faire, то есть требование полного невмешательства государства в экономику, политику экономического либерализма. Причем этот принцип превратился в своеобразный девиз либеральной рыночной экономической политики.
Что касается метода изучения и экономического анализа классической политэкономии, то его новизна связана с внедрением новейших методологических приемов, которые обеспечивают достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и описательного, то есть поверхностного осмысления экономической действительности.
В отличие от меркантилистов классики изучали не сами по себе экономические явления, как они выступают в действительности, а те внутренние причины, которые предопределили их возникновение. Они анализировали экономические процессы, применяя метод логической абстракции, потом систематизировали полученные в результате анализа категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее частным проявлением. Применяя принцип систематизации экономических категорий, классики опирались на понятие исходной категории, через которую все остальные категории связаны между собой в виде «родословного дерева». В качестве такой исходной категории они рассматривали стоимость товара, которая была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д.
На формирование методологии классической политэкономии оказала большое влияние смена приоритетов в развитии философии. На философию в свою очередь оказало влияние дальнейшее развитие естественных наук. Накопив значительный опытный материал, естественные науки в XVII в. перешли к выработке общей теории окружающего мира. Лидером здесь был английский физик И. Ньютон, разработавший теорию классической механики, которая стала применяться для объяснения всех природных явлений, от микрокосмоса до макрокосмоса (И. Ньютон «Математические начала натуральной философии», 1687). Такой же механистический, рационалистический подход стал распространяться и на объяснение общественных отношений. Общество трактовалось как мир упорядоченный, связанный «естественными законами», мир рациональный и познаваемый разумом. Если субъективные действия правителей идут вразрез с «естественными законами», ученые могут указать пути решения этих проблем. Первыми представителями такого подхода стали в XVII в. английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк, а затем идеи «естественного порядка» развивали французские философы–просветители XVIII века. В классической политэкономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объективных) экономических законах в теориях Ф. Кенэ и А. Смита и в концепции Смита о рациональном поведении «экономического человека», который в соответствии со своими естественными свойствами стремится к максимальной выгоде. Экономика в целом представлялась как сумма «экономических людей» или, другими словами, как некий механизм, где хозяйствующие субъекты, действующие в своих личных интересах, выступают в виде элементов, обеспечивающих работу всего механизма.
Таким образом, смена меркантилизма классической политической экономией стала еще одним важнейшим этапом в развитии экономической науки, в определении ее наименования и назначения. В период античности «экономика» буквально понималась как наука о ведении личного, домашнего хозяйства. В период меркантилизма экономическая наука (политэкономия) воспринималась как наука о государственном хозяйстве, или экономической политике государства. В период «классической школы» политическая экономия приобрела черты подлинно научной дисциплины, изучающей объективные законы экономики.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель