4.2. Товар и его свойства
В экономической теории существуют два разных термина «товар» и «экономическое благо», разработаны два подхода к определению стоимости товаров (ценности благ).
Представители классической школы называли товаром продукт труда, поступающий в потребление через обмен.
Развивая высказанное в далеком прошлом наблюдение Аристотеля, они отмечали, что каждый товар можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Поэтому товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять общественные потребности, то есть потребности не создателя товара, а других людей. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении.
Стоимость – это свойство товара обмениваться на другие товары в определенном соотношении. Это свойство товара проявляется в обмене, поэтому его называют меновой стоимостью: «Меновая стоимость… представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода...»45
То есть первое свойство товара характеризует его со стороны качества, а второе - со стороны количества.
С точки зрения К. Маркса, завершившего разработку трудовой теории стоимости в 1-ом томе «Капитала», двойственная природа товара объясняется двойственной природой труда товаропроизводителя. Труд любого товаропроизводителя может быть рассмотрен с двух сторон и охарактеризован как противоречивое единство конкретного и абстрактного труда.
С одной стороны, всякий труд товаропроизводителя есть конкретный труд, то есть частный по форме труд работника определенной специальности, использующего специфические средства производства, и создающего продукт для удовлетворения определенной, конкретной общественной потребности. Именно конкретная сторона труда создает его свойство – потребительную стоимость.
С другой стороны, если отвлечься, абстрагироваться от конкретных отличий, труд любого товаропроизводителя по цели является общественным, так как товары создаются не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других членов обществ в обмен на эквивалентные результаты труда других производителей. В этом смысле все виды труда лишены конкретных качественных различий, являясь равнозначными частями совокупного общественного труда. Если отвлечься от потребительной стоимости товаров, они являются, по выражению Маркса, «простыми сгустками лишенного различий человеческого труда…, представляют собой … лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд».
В товарном обмене устанавливаются количественные соотношения между результатами разных видов труда, вне зависимости от того, в какой именно форме в процессе этого труда происходит расходование рабочей силы, какова сложность, интенсивность, производительность труда: «последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду»46. Происходит редукция труда, сведение сложного, производительного, интенсивного труда к затратам простого труда, «общественной средней рабочей силы», которая «употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время есть то время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда»47. В качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд создает стоимость товаров.
Итак, «если по отношению к потребительной стоимости имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшему качеству. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае – о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается»48.
Принципиально отличается от трудовой, марксистской, трактовка товара и его свойств представителями неоклассической школы.
Прежде всего, они не считали, что товар обязательно должен быть продуктом труда. Они определяли товар как экономическое благо, предназначенное для обмена.
Это определение базируется на разграничении экономических и неэкономических благ, которое связано с понятием редкости. В свою очередь, редкость определяется соотношением между потребностью (по выражению К. Менгера, надобностью) и доступным для распоряжения количеством благ. Если количество благ многократно превышает надобность в них, то такое благо является неэкономическим. Экономическое благо является редким.
Различая понятия «товар» в обыденном и научном смысле, К. Менгер писал, что в научном понимании товары – это экономические блага независимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена49.
Если в трудовой теории количественные сопоставления применимы к стоимости товаров, а как потребительные стоимости они несопоставимы, в работах представителей теории предельной полезности проблема сопоставления полезностей занимает важнейшее место. Товар приобретается на рынке не потому, что производители затратили на него труд, а потому, что потребители оценили тот полезный эффект, который принесет им этот товар. Потребителей интересует не стоимость, а ценность товара. Ценность – это не объективное свойство товара, а субъективная оценка его конкретным потребителем в определенной ситуации. Если стоимость товара создается в производстве, то его ценность определяется на рынке и вне рынка не существует. Ценность есть категория обмена. Люди оценивают материальные, духовные блага, услуги не по затраченному на них труду, а по полезности, которую дают им эти блага. В основе всех экономических решений лежит сопоставление потребностей (надобностей) и полезностей благ, способных удовлетворить эти потребности.
Различают два вида полезности:
А) родовую, или абстрактную полезность, способность какого-либо блага удовлетворять потребность людей;
Б) конкретную полезность, субъективную оценку полезности данного блага для конкретного потребителя в определенной ситуации. Эта оценка зависит не только от редкости, от имеющегося запаса, но и от степени интенсивности потребности, от насыщения потребности конкретного потребителя в данной ситуации.
Ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.
Ф. фон Визер для обозначения этого ввел термин предельная полезность (отсюда и название этого экономического направления – маржинализм).
И для представителей трудовой теории стоимости, и для представителей теории предельной полезности характерно, что они искали единый источник стоимости (ценности), то есть разрабатывали монистические теории (моно – один). Но на рубеже ХIХ–ХХ веков в экономической теории утверждается подход, сочетающий теорию издержек производства (трудовую теорию), теорию предельной полезности и теорию спроса и предложения. А. Маршалл, отстаивавший необходимость такого синтеза, писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»50. После работ А. Маршалла в экономической теории произошел отход от поисков субстанции стоимости к выяснению того, как денежная форма выражения стоимости, цена, взаимосвязана со спросом и предложением товаров на рынке.
С собственных позиций пришел к идее о возможности объединения теории предельной полезности и трудовой теории стоимости выдающийся русский экономист и социальный философ М.И. Туган-Барановский (1865 – 1919). По его мнению, признание труда основой стоимости, возможность сравнения всех видов труда и их объединения в понятие общественного труда есть признание верховной ценности человеческой личности: «…мы молчаливо исходим из руководящей этической идеи политэкономии – верховной ценности, и потому равноценности человеческой личности»51.
Благо становится ценным не само по себе, а в оценке человека. Субъективная ценность блага зависит от его количества, а для свободно воспроизводимых товаров их количество зависит от объема затраченного труда. То есть возможно соединение объективного и субъективного моментов. Туган-Барановский сформулировал теорему, согласно которой «если производство руководится основным хозяйственным принципом – стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, - то отношения предельных полезностей свободно воспроизводимых продуктов и их трудовых стоимостей равны». Поэтому при правильном понимании, по мнению этого ученого, маржинализм не только не опровергает взглядов Д. Рикардо и К. Маркса, а доказывает их правильность, оба принципа оценки находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народного труда подчинено хозяйственному принципу.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика