logo search
Инвестиции - Игонина Л

Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций

Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетизации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановление платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.

Рост монетизации экономики может быть достигнут путем ограниченной денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности ее инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводится только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь — обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетизации реального сектора российской экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором.

Основным условием предупреждения инфляционных последствий денежно-кредитной эмиссии является разработка и запуск механизмов, направленных на изменение макроэкономических условий и гарантирующих ориентацию денежных потоков на поддержку производства. При таком подходе объем эмиссии определяется объективным спросом на деньги производственного сектора экономики за вычетом средств, перемещающихся на финансовый рынок.

При определении параметров прироста целевого расширения денежной массы особое значение приобретает учет структуры денежного предложения. Различные каналы денежной эмиссии имеют неодинаковую чувствительность к инфляции. В этой связи расширение денежного предложения может осуществляться через рефинансирование банков путем учета векселей нефинансовых предприятий и целевого направления эмитированных средств на финансирование производственных инвестиций. Еще менее инфляционным каналом эмиссии является финансирование производственных инвестиций через государственные институты развития.

Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так, с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными, может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование процентных ставок выступает весьма действенным методом повышения роста деловой активности в фазе кризисов, при углублении неравновесного состояния экономических систем. С достижением экономического равновесия и сбалансированного развития производственного и финансового секторов необходимость государственного вмешательства в экономику в целом уменьшается, соответственно снижается роль государственного воздействия на динамику процентных ставок денежного рынка.

Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становится недостаточным для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой стороны, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе в области целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту — уменьшается. Это подтверждается анализом практики преодоления структурных депрессий в странах Западной Европы и США, послевоенного восстановления Японии, Франции и Германии.

Государственное регулирование процентных ставок применялось как в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоенного развития Японии, в течение длительного времени во Франции, при проведении так называемого нового курса Рузвельта в США), так и в ряде развивающихся стран, демонстрирующих устойчиво высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.). Значительные масштабы накопления, обеспечивающие возможность повышения темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики активного воздействия на уровень процентных ставок в интересах развития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности путем создания государственных банков развития, ссудо-сберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной политики для негосударственных банков, ставок льготного налогообложения.

Так, в Японии условия для финансирования инвестиций и роста производства были созданы путем усиления государственного контроля за процентными ставками и использованием сбережений населения, которые аккумулировались в почтово-сберегательных учреждениях и банках, а затем через систему доверительных счетов Министерства финансов и эмиссию облигаций коммерческими банками направлялись в государственные институты, банки долгосрочного кредитования и траст-банки (см. п. 9.2).

В США механизм трансформации сбережений в инвестиции базировался на широком развитии ссудосберегательных ассоциаций, привлекавших сбережения личного сектора для предоставления целевых кредитов жилищному строительству и различным отраслям промышленности.

Во многих развивающихся странах устойчивый рост экономики во многом обусловлен тем, что основную часть денежных потоков удалось локализовать в государственных банках, которые размещали мобилизованные сбережения и кредитные ресурсы в производственные инвестиции в соответствии с заданными приоритетами социально-экономического развития и по регулируемым процентным ставкам.

В российской экономике, характеризующейся несбалансированной структурой и затяжным кризисом, преодоление инвестиционного спада и восстановление инвестиционной активности невозможно без целенаправленного регулирования государством денежных потоков и процентных ставок. Лишь при достижении устойчивого роста экономики роль государственного воздействия на финансовые рынки в целом должна уменьшаться.

Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Одной из первоочередных задач современного этапа является полное восстановление платежной системы, ограничение бартерных сделок, вытеснение из обращения огромной массы платежных средств, которые не могут служить полноценным ресурсом для формирования потенциала накоплений. Основными способами ее решения могут быть проведение взаимозачетов, переход к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета коммерческих векселей, организация эмиссии и налаживание обращения складских свидетельств, закладных и иных разрешенных законом платежных инструментов, удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования основного и оборотного капитала, секьюритизация просроченной задолженности.

Секьюритизация просроченной задолженности предприятий может проводиться путем выпуска коммерческих векселей и складских обязательств, имеющих соответствующее товарное наполнение. При этом решение проблемы неплатежей должно быть совмещено с расширением предложения на товары отечественного производства и инициированием спроса на них. Значительную роль при этом могли бы сыграть региональные маркетинговые центры, функционирование которых способствовало бы проведению сделок между предприятиями на основе аккумулирования информации о рынке продукции и размещения заказов.

Решение проблемы неплатежей на неинфляционной основе, выступая одним из направлений оздоровления денежного обращения, является важнейшим условием роста производства и инвестиций. Кроме того, для повышения эффективности системы регулирования денежного обращения и исключения возможностей активизации эмиссионных механизмов, не сопровождающихся расширением предложения товаров, необходимо обеспечить усиление валютного регулирования и контроля, нацеленное на пресечение нелегального вывоза капитала и вытеснение иностранной валюты из внутриэкономического оборота.

В последние годы в российской экономике наметились положительные сдвиги в структуре денежного предложения, связанные с некоторым уменьшением доли наличных денег в обращении и доли неденежных форм расчетов. Нейтрализация эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным посредством реорганизации условий размещения государственных ценных бумаг, контролируемое целевое расширение денежной массы (при обеспечении превышения темпов роста денежной массы над темпами роста инфляции) обусловили снижение уровня процентных ставок. Банк России (пока в качестве эксперимента) приступил к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета векселей финансово устойчивых предприятий.

Создание механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один — собственные средства предприятий. Роль кредитной системы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции, как показал предшествующий анализ, не является существенной.