logo search
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

33. Методология кейнсианства.

Методология исследования Дж Кейнса состоит в следующем ученый создал основы краткосрочного макроэкономического анализа - представил экономическое поведение в виде функции с небольшим числом основных переменных, при этом он ограничился двумя единицами измерения - денежной единицей и единицей труда, ввел в теорию экономической науки математические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа переменных, при этом равновесие экономики сводилось к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и т д , создал новый язык экономической теории - этот язык сталкивается с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегатированных величин, с его помощью вся экономика сводится к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (рынка ценных бумаг и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг), Дж Кейнс считал центральным в экономическом процессе роль предложений, он утверждал, что когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение цен еще более усиливается, ввел понятие предельной эффективности капитала - mec - как отношение ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложения этого имущества, под последней понимается наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества Другими словами, предельная эффективность капитала есть отношение прибыли, приходящейся на единицу вновь вводимого в действие капитального имущества (основного капитала), к восстановительной стоимости этой единицы Он выступает с критикой закона Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос. Признавая в противоположность Сэю возможность несовпадения совокупного предложения и совокупного спроса, Кейнс утверждает, что необходимо увеличение общего объема совокупного спроса. Принцип эффективного спроса состоит в необходимости увеличения платежеспособности населения, которого можно достичь при помощи государства. Недостаточно эффективный спрос является причиной таких явлений, как низкие темпы роста производства, а также «предпочтения ликвидности» (рост сбережений за счет сокращения потребляемой части дохода). Существуют следующие мотивы для увеличения предпочтения ликвидности:

— мотив, связанный с доходом (операционный, или транс-акционный мотив);

— коммерческий мотив — на ведение дел от получения выручки до реализации продукции;

— мотив предосторожности — для обеспечения резерва на случай всякого рода неожиданностей, требующих внезапных расходов;

— спекулятивный мотив.