logo search
Планирование

1) Сущность и функции рыночного планирования. Предмет и метод внутрифирменного планирования.

Планирование служит для подготовки принятия решений. Оно ориентируется на данные прошлых периодов, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Из менеджмента вы знаете, что планирование – это стадия процесса управления на котором определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатываются наиболее эффективные способы достижения этих целей.

Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий.

В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов – планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.

Целью планирования является удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли. Достижение максимальной прибыли возможно двумя путями:

1) за счет экономного использования имеющихся ресурсов;

2) за счет приращения используемого капитала.

Кроме этого планирование призвано обеспечивать производство необходимыми экономическими ресурсами, а так же способствовать их полной занятости.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;

2) исследование требований потребителей и формирование производственной программы, ориентированной на их запросы;

3) обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

4) непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;

5) выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

6) применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

7) согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.

Функции планирования:

1) экономические,

2) организационные,

3) управленческие,

4) социальные и т.д.

Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т.д.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной и экономической.

Методом планирования является совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, современных требований рынка и признанных мировой практикой методов разработки планов.

Таким образом можно сделать вывод, что спланировать деятельность предприятия – означает определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.