logo search
ЦО

Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».

  1. Система ценообразования в период становления и развития рынка.

  2. Система цен РБ. Классификация цен.

3. Структура механизма ценообразования.

4. Принципы ценообразования Республики Беларусь.

5. Научно-информационное обеспечение механизма ценообразования.

1. Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования.

Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества).

Рис 1.1 Система ценообразования в период становления и развития рынка.

Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные их виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровней и соотношений.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели, республиканские органы государственного управления, областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Ценообразование в статье 3 закона РБ «О Ценообразовании» – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Цена – денежная оценка стоимости единицы товара.

Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

В экономике существует система цен, которая сочетает в себе элементы директивного ценообразования, так и рыночного саморегулирования.

2. Система цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей (Рис.1.2)

Многообразие цен связано с многосторонностью производственных отношений, многофункциональным характером общественного производства, иерархичностью экономики, сложной структурой рынка.

Система цен – их классификация по видам, разновидностям и типам установления.

Основные признаки классификации и виды цен (табл.1.3).

Таблица 1.3 Основные признаки классификации и виды цен.

ПРИЗНАК

ВИДЫ ЦЕН

1

2

По степени участия государства в регулировании цен

Фиксированные (жестко фиксированные: изменяемые, договорные)

Регулируемые (изменяемые)

Договорные (контрактные)

Свободные (рыночные)

В зависимости от обслуживаемого оборота

Отпускная цена предприятия

Оптовая

розничная

В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции

Цена франко-станция отправления

Цена франко-станция назначения

Цена ДАФ

Цена СИФ

Цена Фоб

Цена ФАС

Цена КАФ

В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения

Оптовые

Закупочные

На продукцию строительства

Розничные и тарифы на услуги

В зависимости от договорных условий совершения сделок

Базисная

Биржевая

Договорная

Контрактная

Твердая

Справочная

Демпинг

Ценовая дискриминация

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция

Для внутреннего рынка

Для внешнего рынка

На импортируемые товары

На экспортируемые товары

В зависимости от сроков действия

Постоянные (долговременные)

Скользящие

Ступенчатые

Сезонные

Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии

Планово-расчетные

Учетные

Цены производителей

Потребительские

Текущие

Сопоставимые

По степени обоснованности

Базисные

Прейскурантные

Фактические

Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.

Закупочная цена – цена на закупаемую сельско-хозяйственную продукцию.

Сущность отдельных видов и типов цен раскрыта в Положении «О порядке формирования и применения цен и тарифов» №43 от 22 апреля 1999г.

3. В механизме ценообразования выделяются механизмы государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствии с общественными потребителями. Объект регулирования в этом механизме – фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию управленческих функций:

Планирование (прогнозирование) цен, включая разработку фиксированных, общественно-государственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители), планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отменой фиксированных цен на конкретные товары, разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги). В республике функционирует система прогнозирования анализа и контроля за процессами ценообразования.

Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики РБ.

Контроль цен сочетает в себе гос. контроль, статистический контроль (статистические расчеты индексов изменения цен и доходов) и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный гос.контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования. Порядок его осуществления и санкции дисциплины цен рассмотрены в соответствующих нормативных актах.

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его переориентацию на рыночном саморегулировании и формировании цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товара.

На механизм ценообразования, в условиях рынка, влияют налоги, доходы, процентные ставки. При росте дохода закономерен рост цен, обесценивание денег – инфляция. Между ценой и инфляцией существует двухстороння связь. Инфляция вызывает рост цен, цены могут сдерживать или ускорять инфляцию.

Частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен. Она осуществляется при реализации условий: демонополизация производства, создания конкурентной среды, разгосударствления и приватизации собственности, жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика.

4. В ходе осуществления своей деятельности, субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования РБ:

Целью совершенствования системы ценообразования является повышение обоснованности системы цен и усилении их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, содействия обеспечению важнейших приоритетов социально-экономического развития страны.

Изменение системы ценообразования направлено на постепенное расширение сфер рыночного ценообразования, по мере создания экономических условий для его реализации.

5.Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В РБ создан национальный Центр маркетинга и конъюнктуры цен (центр). Цель его создания в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в РБ сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, в проведении аналитической работы в области ценообразования.

Постановлением Совета Министров РБ №852 от 12 июня 200года предусмотрен ряд мер по научно-информационному обеспечению механизма ценообразования.

Утверждена Инструкция о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации о ценах на производимые в РБ товары, товары ввозимые на ее территорию в таможенном режиме. «Выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из РФ товары.

Более 370 организаций включенные Министерством Экономики РБ в перечень и обязаны в пятидневный со дня утверждения срок, информировать Министерство Экономики об изменении цен на свою продукцию.

Определен перечень товаров иностранного производства (рыба, масло подсолнечное, чай, кофе, какао, мука, овощи, фрукты, табачные изделия и т.д.) по которым, при ввозе их на территорию РБ информация об уровне сформированных отпускных цен сообщается в пятидневный срок Министерству Экономики.

Ежемесячно издается билютень «Цены и тарифы». Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе обращаться в Центр за получением информации о ценах. Решение органа (должностного лица), юридические лица и индивидуальные предприниматели об установлении цен на производимые в РБ товары, товары, производимые передаваемого не резидентом РБ на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из РФ товары хранятся в установленном порядке этими субъектами, но не менее 3 лет с даты принятия соответствующего решения.

Существует ряд форм государственной статистической отчетности о ценах (например, форма 1 – цена (производителя) «отчет о ценах производителей промышленной продукции»)

Всеми субъектами хозяйствования ежемесячно рассчитываются индекс изменения цен, которые не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляются вышестоящую организацию либо в облисполкомы и минский горисполком.

Министерством статистики и анализа РБ организуется наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и платежные услуги, оказываемые населению, рассчитывается сводный индекс потребительских цен.

Концепцией ценообразования РБ предусмотрено создание системы ценового мониторинга в целях отслеживания цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка, обеспечение прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка. Предусмотрено создание автоматизированной информационной системы по ценам на товары и услуги.