Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
Система ценообразования в период становления и развития рынка.
Система цен РБ. Классификация цен.
3. Структура механизма ценообразования.
4. Принципы ценообразования Республики Беларусь.
5. Научно-информационное обеспечение механизма ценообразования.
1. Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования.
Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества).
Рис 1.1 Система ценообразования в период становления и развития рынка.
Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные их виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровней и соотношений.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели, республиканские органы государственного управления, областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Ценообразование в статье 3 закона РБ «О Ценообразовании» – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Цена – денежная оценка стоимости единицы товара.
Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.
В экономике существует система цен, которая сочетает в себе элементы директивного ценообразования, так и рыночного саморегулирования.
2. Система цен очень подвижна и состоит из ряда видов и разновидностей (Рис.1.2)
Многообразие цен связано с многосторонностью производственных отношений, многофункциональным характером общественного производства, иерархичностью экономики, сложной структурой рынка.
Система цен – их классификация по видам, разновидностям и типам установления.
Основные признаки классификации и виды цен (табл.1.3).
Таблица 1.3 Основные признаки классификации и виды цен.
ПРИЗНАК | ВИДЫ ЦЕН |
1 | 2 |
По степени участия государства в регулировании цен | Фиксированные (жестко фиксированные: изменяемые, договорные) Регулируемые (изменяемые) Договорные (контрактные) Свободные (рыночные) |
В зависимости от обслуживаемого оборота | Отпускная цена предприятия Оптовая розничная |
В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции | Цена франко-станция отправления Цена франко-станция назначения Цена ДАФ Цена СИФ Цена Фоб Цена ФАС Цена КАФ |
В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения | Оптовые Закупочные На продукцию строительства Розничные и тарифы на услуги |
В зависимости от договорных условий совершения сделок | Базисная Биржевая Договорная Контрактная Твердая Справочная Демпинг Ценовая дискриминация |
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция | Для внутреннего рынка Для внешнего рынка На импортируемые товары На экспортируемые товары |
В зависимости от сроков действия | Постоянные (долговременные) Скользящие Ступенчатые Сезонные |
Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии | Планово-расчетные Учетные Цены производителей Потребительские Текущие Сопоставимые |
По степени обоснованности | Базисные Прейскурантные Фактические |
Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.
Закупочная цена – цена на закупаемую сельско-хозяйственную продукцию.
Сущность отдельных видов и типов цен раскрыта в Положении «О порядке формирования и применения цен и тарифов» №43 от 22 апреля 1999г.
3. В механизме ценообразования выделяются механизмы государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.
Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствии с общественными потребителями. Объект регулирования в этом механизме – фиксированные и предельные цены.
Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию управленческих функций:
планирование;
регулирование;
контроль;
организация.
Планирование (прогнозирование) цен, включая разработку фиксированных, общественно-государственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители), планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отменой фиксированных цен на конкретные товары, разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги). В республике функционирует система прогнозирования анализа и контроля за процессами ценообразования.
Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики РБ.
Контроль цен сочетает в себе гос. контроль, статистический контроль (статистические расчеты индексов изменения цен и доходов) и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный гос.контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования. Порядок его осуществления и санкции дисциплины цен рассмотрены в соответствующих нормативных актах.
Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его переориентацию на рыночном саморегулировании и формировании цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товара.
На механизм ценообразования, в условиях рынка, влияют налоги, доходы, процентные ставки. При росте дохода закономерен рост цен, обесценивание денег – инфляция. Между ценой и инфляцией существует двухстороння связь. Инфляция вызывает рост цен, цены могут сдерживать или ускорять инфляцию.
Частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен. Она осуществляется при реализации условий: демонополизация производства, создания конкурентной среды, разгосударствления и приватизации собственности, жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика.
4. В ходе осуществления своей деятельности, субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования РБ:
определение основ государственной политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получения и получения достаточной, для расширенного воспроизводства, прибыли с предоставлением по необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов).
главные составляющие политики цен определены в новой Концепции ценообразования в РБ.
она утверждена в 2005 году и определяет главные составляющие государственной политики в области ценообразования на ближайшую и долгосрочную перспективу с ориентацией на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с гибким государственным регулированием.
Целью совершенствования системы ценообразования является повышение обоснованности системы цен и усилении их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, содействия обеспечению важнейших приоритетов социально-экономического развития страны.
Изменение системы ценообразования направлено на постепенное расширение сфер рыночного ценообразования, по мере создания экономических условий для его реализации.
5.Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В РБ создан национальный Центр маркетинга и конъюнктуры цен (центр). Цель его создания в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в РБ сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, в проведении аналитической работы в области ценообразования.
Постановлением Совета Министров РБ №852 от 12 июня 200года предусмотрен ряд мер по научно-информационному обеспечению механизма ценообразования.
Утверждена Инструкция о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации о ценах на производимые в РБ товары, товары ввозимые на ее территорию в таможенном режиме. «Выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из РФ товары.
Более 370 организаций включенные Министерством Экономики РБ в перечень и обязаны в пятидневный со дня утверждения срок, информировать Министерство Экономики об изменении цен на свою продукцию.
Определен перечень товаров иностранного производства (рыба, масло подсолнечное, чай, кофе, какао, мука, овощи, фрукты, табачные изделия и т.д.) по которым, при ввозе их на территорию РБ информация об уровне сформированных отпускных цен сообщается в пятидневный срок Министерству Экономики.
Ежемесячно издается билютень «Цены и тарифы». Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе обращаться в Центр за получением информации о ценах. Решение органа (должностного лица), юридические лица и индивидуальные предприниматели об установлении цен на производимые в РБ товары, товары, производимые передаваемого не резидентом РБ на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из РФ товары хранятся в установленном порядке этими субъектами, но не менее 3 лет с даты принятия соответствующего решения.
Существует ряд форм государственной статистической отчетности о ценах (например, форма 1 – цена (производителя) «отчет о ценах производителей промышленной продукции»)
Всеми субъектами хозяйствования ежемесячно рассчитываются индекс изменения цен, которые не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляются вышестоящую организацию либо в облисполкомы и минский горисполком.
Министерством статистики и анализа РБ организуется наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и платежные услуги, оказываемые населению, рассчитывается сводный индекс потребительских цен.
Концепцией ценообразования РБ предусмотрено создание системы ценового мониторинга в целях отслеживания цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка, обеспечение прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка. Предусмотрено создание автоматизированной информационной системы по ценам на товары и услуги.
- Тема: «введение».
- Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
- Тема 2: «теоритические основы рыночного ценообразования».
- Тема 3: «государственное регулирование цен и ценообразования».
- Цели и методы государственного регулирования.
- Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.
- Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
- Тема 4: «методы и стратегии ценообразования».
- Методы ценообразования, их содержание, характеристика.
- Стратегии ценообразования.
- Тема 5: «цены в экономике».
- Формирование цен в экономике предприятия.
- Учет предприятиями условий поставки в ценах. Франкировка отпускных цен.
- Отпускные цены на продукцию промышленности их формирование и применение. Регистрация отпускных цен.
- Тема 6: «розничные цены ны товары народного потребления».
- 1.Формирование розничной цены на рынке товаров народного потребления. Модели розничных цен.
- 2.Регулирование, порядок обоснования и распределения торговой надбавки.
- 3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
- Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.
- Тема 7. Особенности национального ценообразования на отдельных рынках тоаваров и услуг.
- Факторы, определяющие особенности формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию:
- Особенности ценообразования на услуги связи.
- Ценообразование на туристические услуги.
- Особенности ценообразования в туризме:
- Особенности ценообразования на рынке бытовых услуг.
- Тема 8. Ценооблразование во внешнеторговой деятельности организации.
- Виды цен мирового рынка