logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Состав бизнес-плана

Важное значение имеет структура бизнес-плана, которая представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут различаться, состав их разделов остается практически неизменным, а именно содержит:

В более широком значении бизнес-план включает в себя следующие основные локальные разделы:

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане. Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами. Затем идет введение, в котором указаны задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

Объем раздела «возможности фирмы» (резюме) не должен превышать нескольких страниц. В этом разделе указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, т.е. информация, дающая представление о фирме и обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указываются направления деятельности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки и ответственные лица. Составители плана должны кратко и четко сформулировать основные цели проекта, а также его конкретные мероприятия. Эти данные целесообразно представить в форме таблицы, содержащей описание деловых приемов, которые собирается использовать фирма, и соответствующих им мероприятий, направленных на решение конкретных задач в рамках выбранной стратегии.

Целесообразно также определить в таблице круг лиц, ответственных за выполнение различных мероприятий. Указание там же точных сроков реализации важно как для составителя плана, так и для потенциального инвестора. Определение в бизнес-плане временных рамок показывает, что план разработан подробно и добросовестно.

В разделе «виды товаров и услуг» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Подготовке раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товара или услуги, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В рамках данного раздела необходимо подробно описать предлагаемые товары и услуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а также имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время, и тем, что собирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объемов продаж напрямую зависят от уникальных свойств представленного в бизнес-плане продукта.

Цель раздела «рыночные исследования и анализ сбыта» - предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь предпринимателю определить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, так как он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе предприниматель должен ответить на следующие вопросы:

В некоторых бизнес-планах в отдельный раздел выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

Для оценки фирм-конкурентов целесообразно составить таблицу, содержащую их основные характеристики.

В целях оценки степени риска необходимо также указать предполагаемые потери, которые может понести компания, и наличие свободной ниши для вступления на рынок нового действующего агента. Если эта ниша очень мала или вовсе отсутствует, то предприятие не выдержит конкуренции. Для оценки сравнительных преимуществ компании можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по достоинствам и недостаткам фирмы и ее главных конкурентов. Для этого основные факторы разбиваются на группы, и по каждому из них фирма и ее конкуренты должны получить оценку в баллах по шкале от 0 до 5 баллов. Эта оценка и будет отражать положение фирмы на рынке. Эта информация в бизнес-плане обычно представлена также в виде таблицы.

В разделе бизнес-плана, посвященному маркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения выпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаны общая стратегия маркетинга, принятая на фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большое значение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и фирме.

Раздел «планы производства» включается в бизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача в этом случае – убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки. Иными словами, предприниматель должен показать, что он действительно в состоянии организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя следующие структурные элементы:

В разделе «оценка риска и страхование» освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части: перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого, организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков, программу страхования рисков.

Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы:

Указанные документы носят планово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени. Отчет составляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы.

В разделе «стратегия финансирования» излагается план создания новой фирмы или расширения уже функционирующей. При составлении этой части бизнес-плана предприниматель обязан рассмотреть следующие вопросы: средства, необходимые для реализации предлагаемого проекта; источник инвестиций; сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода. Помимо указанных разделов бизнес-плана, целесообразно также включить в него организационный план, содержащий краткую характеристику организационной структуры компании, сведения о персонале, информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.

В конце бизнес-плана приводится фотографическая информация: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым в случае необходимости можно получить дополнительную информацию. Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи. При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделять языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов.

Следует обратить внимание на двойственность бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды. Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом. При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-плана используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избегать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит, и результативнее. Рекомендуется, кроме того, привести цитаты авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не может заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильного потока цифровой информации. Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть опущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействие бизнес-плана на потенциального участника бизнеса.

Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, не понятных неспециалисту в данной области. Необходимо учесть, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. При разработке программы бизнеса очень важно, чтобы она по возможности не была ориентирована только на одного партнера. Важно учесть, что на российском рынке имеется слишком много компаний, «складывающих яйца в одну корзину», и это одна из причин сохраняющейся экономической нестабильности. Фирмы, делающие ставку на единственного клиента, имеют все шансы оказаться не у дел, если у заказчика возникают серьезные проблемы, ведь его некем заменить. Так, компания «Техоснастка» в течение пяти лет поставляла комплектующие из полимерных материалов для завода АЗЛК, полагаясь на его стабильное положение. Бизнес «Техоснастки» на 90% составляли заказы АЗЛК. Однако с тех пор, как завод практически встал, фирма была вынуждена отправить половину своих работников в неоплачиваемые отпуска, а большую часть остальных переключить на производство товаров народного потребления (посуда, подносы и др.). АЗЛК должен фирме с октября 1995 года 1 млрд. руб. Руководители «Техоснастки» составляли свою производственную программу на год, рассчитывая на нужды АЗЛК. Компания даже построила новый цех для нужд этого клиента, но не изготовила в нем ни одной детали. Эксперты считают, что рассчитывать на одного клиента не стоит в любом случае и расширять клиентуру или пытаться обезопасить себя другим способом надо задолго до возникновения кризиса. Очевидно, что, если компания зависит в основном от одного поставщика, значит менеджер не сделал свою работу. После того, как для российских предприятий исчез такой мощный заказчик, как государство, многие предприятия до сих пор так и не научились искать новых партнеров. Кроме того, самостоятельность предприятий нередко ограничена из-за неполной приватизации. Там, где и после приватизации бывшие подразделения предприятия получили лишь частичную юридическую независимость, проблема замкнутых отношений стоит острее всего. Это относится прежде всего к стратегическим отраслям, таким как топливно-энергетический комплекс и оборонная промышленность. Еще одно препятствие на пути диверсификации предприятий имеет политический характер. Местные администрации зачастую своей волей ограничивают количество деловых связей компаний, находящихся на их территории с тем, чтобы удержать цены на более низком уровне. В результате замкнутости на одного партнера или группу партнеров закрепощается конкуренция, растут задолженности между предприятиями, долги банкам и бюджету. Получая независимость, бывшее подразделение какого-либо предприятия теряет гарантированный кусок хлеба, но лучшие результаты получаются именно тогда, когда его нет.

Существует несколько вариантов структуры бизнес-планов (Табл. 5 .1, Табл. 5 .2, Табл. 5 .3).

Табл. 5.1.

Структура бизнес-плана по варианту 1

п/п

Наименование раздела

Пояснения

1

Резюме

Краткое изложение содержание бизнес-плана

2

Описание проекта

Характеристика компании и ее менеджмента, суть проекта, этапы реализации, итоги маркетингового исследования, обоснование выбора организационно-правовой формы

3

План производства

Краткая характеристика основных групп капитальных и текущих затрат с привязкой к календарному графику реализации проекта

4

Финансовый план

Характеристики вариантов финансирования и таблицы «Прогноз денежных потоков» для каждого из вариантов финансирования

5

Выводы

Изложение основных сильных и слабых сторон

Табл. 5.2.

Структура бизнес-плана по варианту 2

п/п

Наименование раздела

Пояснения

1

Резюме

Краткое изложение содержание бизнес-плана

2

Описание проекта

Описание компании. Цели и задачи проекта. Описание услуг. График реализации проекта. Особенности и преимущества проекта

3

План маркетинга

Анализ рынка. Сегментация рынка. Конкуренция. Стратегия маркетинга. Прогноз продаж

4

План производства

Технология. Материальные ресурсы. Основные фонды. Персонал и структура управления. Обоснование капитальных и текущих затрат. Инвестиционный план

Табл. 5.3 (начало).

Структура бизнес-плана по варианту 3

п/п

Пояснения

Глава I

Резюме исследования

Глава II

Предыстория и основная идея проекта

Глава III

Анализ рынка и стратегия маркетинга

Глава IV

Сырье и материалы

Глава V

Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка

Глава VI

Инженерное проектирование и технология

Табл. 5.3 (окончание).

п/п

Пояснения

Глава VII

Организация производства и накладные расходы

Глава VIII

Людские ресурсы

Глава IX

Планирование и сметная стоимость работ по проекту

Глава X

Финансовая оценка

Глава XI

Экономический анализ издержек и прибыли

Данные структуры диктуются требованиями методики UNIDO (UNIDO - United Nations Industrial Development Organisation – агентство при ООН по промышленному развитию).

Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. Для малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме. Бизнес-планы, предназначенные для внутреннего пользования (т.е. для планирования и прогноза деятельности предприятия), могут быть кое в чем упрощены.