Модель “Совокупный спрос — совокупное предложение”
Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия (сбалансированности) экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. На рис. 101 заданы кривые совокупного спроса AD и предложения AS и точка Е, фиксирующая состояние общего экономического равновесия (“крест Кейнса”).
В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов (на рис. 10 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное). Последнее, как известно, в значительной степени стимулирует развитие спекулятивных мотивов у производителей и различного рода посредников — в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложившейся структурой национальной экономики. Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынужденной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в точке Е), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы, рост государственных расходов. Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например, находится в точке Е1— классическим примером является российская экономика), говорят, что экономика находится в “перегретом” состоянии. Для него характерны “сверхзанятость” (своего рода “безработица на работе”), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов. В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит “проедание” национального дохода, нарастает отставание в техническом уровне развития производства.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е11. Теоретически и практически последнее достигается за счет ужесточения налогового пресса, сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы, существенного снижения (экономии) государственных расходов. Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
Применительно к нынешней экономике России трудно требовать быстрой трансформации существовавшей ранее банковской системы в классическую систему мирового образца. Это не позволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокращения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс “сжатия” последней, несомненно, идет.
При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов — задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в условиях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в экономике оборонного комплекса, хотя начиная с 1992 г. правительство Российской Федерации постепенно добивается сокращения военных расходов. Именно на них сегодня вынужденно перемещен центр тяжести при проведении экономических реформ и в решении сложнейших проблем народнохозяйственной сбалансированности.
В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS на рис. 10 сместится в положение AS1. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупного предложения. Приведенный AD—AS — анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменении и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.
- Вопросы к экзамену по экономике 2006г.
- Ответы к экзамену 2006г.
- Доходы и их источники.
- Глава 12. Рыночный механизм формирования доходов и проблем социальной
- Модель ad-as.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- II. Виды издержек производства.
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- IV. Издержки производства и внешние факторы
- Заработная плата.
- Кредит и его формы.
- Формы безработицы.
- Параметры макроэкономики.
- Сущность, цели и механизмы макроэкономики.
- Денежная политика.
- Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Глава 11. Денежно – кредитная система, государственный бюджет.
- Потребление и сбережение.
- Макроэкономическое равновесие.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Модель “Совокупный спрос — совокупное предложение”
- Признаки и виды макроэкономического равновесия.
- Мультипликатор и акселератор.
- Эффект мультипликатора-акселератора
- Макроэкономические индикаторы.
- Макроэкономические пропорции.
- Модели реализации макроэкономического равновесия.
- Модели равновесия Кенэ, Маркса и Сэя.
- Классическая модель оэр Особенности взглядов классиков
- Общие постулаты
- Графическая интерпретация
- Макроэкономика и экономическая безопасность.
- 11.4. Социальная политика
- Модели равновесия Вальраса, Кейнса и Леонтьева.
- Кейнсианская модель оэр Основные постулаты
- Анализ равновесия потреблений и сбережений.
- Графическое представление
- Анализ равновесия инвестиций и сбережений
- Уровень инвестиций и процентная ставка
- Графическое представление
- Макроэкономическое регулирование.
- Типы макроэкономического регулирования.
- Экономика и человек.
- Государственное и рыночное регулирование экономики.
- Цели грэ.
- Экономическая политика.
- Сущность и виды инвестиций.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Средства грэ.
- Сущность и функции финансов.
- Факторы, влияющие на нестабильность финансового положения России
- Финансовая система и бюджетно-налоговая политика.
- Модель is-lm.
- Типы циклов.
- Формы заработной платы.
- Экономически активное население.
- Критерии заработной платы.
- Максимизация прибыли.
- Процент.
- Сущность и причины безработицы.
- Фискальная политика.
- Исчисление внп.
- Сущность и типы экономического роста.
- Сущность и типы экономического роста
- Модели экономического роста
- Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
- Национальное богатство.
- Типы и виды инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Прибыль.
- Денежное равновесие.
- Сущность инфляции.
- Роль инвестиций в экономике.
- Борьба с безработицей.
- Динамика инвестиций.
- Изменения места и роли государственного сектора и его причины.
- Приватизация.
- Цикличность экономического роста.
- Глава 9. Цикличность развития рыночной экономики .
- Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов.
- Экономика и природа.
- Макроэкономический кругооборот.
- Совокупное предложение.
- Типы экономической политики государства.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Факторы роста государственного сектора.
- Границы роста дохода государства.