2. Этапы развития меркантилизма
В экономической литературе в развитии меркантилизма различают два этапа– ранний и поздний меркантилизм. Основнымкритериемтакого деления является обоснование путей прироста денежного богатства страны, т.е. достижения положительного сальдо во внешней торговле.
Первый этап – ранний меркантилизмотносится к периоду XV– первая половина XVI вв. Для этого этапа характерна монетарная система(монетаризм) в качестве экономической политики иконцепцияактивногоденежного балансав качестве экономической теории.
Второй этап – поздний меркантилизмполучил распространение во второй половине XVI–XVII вв. Характернамануфактурная системав качестве экономической политики иконцепция активноготоргового балансав качестве экономической теории.
Особенности раннего и позднего меркантилизма. На раннем этапе меркантилисты акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов (золота и серебра) в стране (в государственной казне) и на политике регулирования денежного оборота, поскольку деньги представлялись как всеобщий эквивалент материального богатства. Поэтому основной задачей ранние меркантилисты считали обеспечение активного денежного баланса. Характерно было любыми способами удержать деньги в стране.
Для достижения этой цели устанавливались всяческие запреты на вывоз денег из страны. Устанавливался жесткий контроль над тем, чтобы иностранные купцы тратили все вырученные от импорта деньги внутри страны (закон об истрачивании), а также, чтобы отечественные купцы привозили в страну не меньше денег, чем стоимость вывезенных ими товаров. Рекомендовалась политика неэквивалентного обмена, а именно, ввозить товары как можно дешевле (речь идет, прежде всего, о колониальных товарах), а продавать дороже. В связи с этим государства активно участвовали в захвате колоний, поощряли создание внешнеторговых компаний и торговых факторий для поставок дешевых колониальных товаров в страну, не прибегая к вывозу денег, с дальнейшей их перепродажей на европейских рынках.
В области ценовой политикина раннем этапе меркантилизма характерным былозавышение ценна экспортируемые товары.
Меркантилисты позднего периода изменили точку зрения на накопление денежного богатства. После притока денег из новых земель в XVI в. накопление денег перестало быть проблемой. Более того, стало сказываться негативное влияние роста количества денег в стране на доходность экспорта в силу роста внутренних цен. Помимо этого ограничение вывоза денег мешало расширению торговых операций и росту торговых прибылей.
Поздние меркантилисты продолжали придавать значение деньгам, но лишь как средству, позволяющему получить прибыль за счет производительного их использования. Таким образом, главным становится капитал, т.е. работающие деньги. Теоретической основой позднего меркантилизма стала доктрина активного торгового баланса. Главной задачей меркантилисты теперь считали достижение положительного сальдо внешней торговли (превышения экспорта над импортом). На этом этапе рассматривается эквивалентный обмен, но прирост денежного богатства происходит благодаря превышению стоимости вывоза товаров над стоимостью ввоза. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами: во-первых, за счет вывоза готовых изделий из страны; поощрялся ввоз сырья для его дальнейшей переработки и вывоз готовой продукции, стоимость которой естественно была выше; во-вторых, за счет посреднической торговли, в связи с чем разрешалось вывозить деньги за границу для закупки товаров, при условии, что торговый баланс остается положительным.
Особое значение для обеспечения активного торгового баланса приобретает политика промышленного протекционизма. Государство поддерживает мануфактурное производство, прежде всего развитие экспортных отраслей, предоставляет льготы, субсидии, организует казенные (королевские) мануфактуры, производящие предметы роскоши на экспорт. На этом этапе поощряется вывоз готовых товаров, а иностранные товары облагаются пошлинами. Политика протекционизма способствовала развитию национальной промышленности, но имела и ряд недостатков, так как требовала значительных средств и сопровождалась ростом налогов, в основном на сельское хозяйство, что вело к упадку этой отрасли.
На позднем этапе меркантилизма расцветает торговля с колониями. Но особенность второго этапа меркантилизма в том, что колонии рассматривались не только как поставщики прибыльных товаров, но какисточники дешевого сырья и рынки сбыта для готовой продукции, что отвечало доктрине активного торгового баланса.
Еще одним отличием раннего и позднего меркантилизма является смена ценовой политики. На раннем этапе общей рекомендацией былозавышение ценна экспортные товары, но позднее, когда борьба за рынки стала более напряженной, главной задачей стало увеличение объема продаж. Для этого рекомендовалась продажа понизким ценам– возможно, даже ниже себестоимости товара,для расширения рынков сбыта.
Поздние меркантилисты критиковали также своих предшественников за слишком активное вмешательство государства в вопросы денежного обращения. Резко критикуется политика государства по регулированию валютных курсов и ставки процента, столь распространенная в эпоху раннего меркантилизма. Появляются первые идеи саморегулируемости денежных потоков. Поздние меркантилисты выступают также против целого ряда ограничений торговой деятельности и мер контроля за купцами.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель