logo search
Учебник по ТП 1

Основные понятия и определения

Определению понятия «качество продукции» уделяется особое внимание, поскольку оно призвано согласовать существенно различающиеся подходы к оценке продукции со стороны потребителя, которого интересуют, прежде всего, потребительские свойства, и производителя, стремящегося к получению прибыли. С целью унификации подхода к определению качества продукции Технический комитет ИСО/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества», руководствуясь первостепенным принципом менеджмента качества – ориентацией на потребителя, стандартизовал обобщенный международный опыт в данном вопросе. В частности, в МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик продукции выполняет требования (потребность или ожидания) потребителя (или других заинтересованных лиц). При этом под термином «продукция» понимается результат совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности.

Основываясь на том же принципе ориентации на интересы потребителя, отечественная промышленность задолго до этого разработала комплекс стандартов по терминологии качества продукции, его показателей и методов их испытаний. В этих стандартах (ГОСТ 15467—79 «Качество продукции. Термины»; ГОСТ 16431—79 «Качество продукции. Показатели качества и методы оценки уровня качества продукции. Термины и определения»; ГОСТ 16504—81 «Качество продукции. Контроль и испытания. Термины и определения») даны следующие определения:

Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. При этом под назначением следует понимать не только сферу эксплуатации продукции за пределами предприятия—изготовителя, но и производственную сферу, где качество таких видов продукции, как заготовки и полуфабрикаты, дополнительно определяется показателями технологических свойств.

Показатель качества продукции – количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели могут быть единичные ( одно из основных свойств), комплексные, интегральные, обобщенные и базовые. В виде базового показателя качества может фигурировать любой из вышеперечисленных показателей, принятый за эталон (базу) сравнения при сопоставлении с однотипным изделием.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Более конкретными характеристиками качества промышленной продукции являются ее сорт и категория качества.

Сорт продукции – градация определенного ее вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией. Категория качества продукции – градация определенного ее вида, устанавливаемая при аттестации качества этой продукции в зависимости от уровня качества. В РФ приняты две категории качества аттестованной продукции – первая (соответствие свойств требованиям нормативных документов) и высшая (соответствие лучшим отечественным и мировым образцам данной продукции). Для определения качества продукции применяют оценку его уровня, контроль, испытание и аттестацию.

Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых и относительных показателей с целью обоснования наилучших решений, реализуемых при управлении качеством продукции.

Наряду с оценкой уровня качества готовой продукции в современных условиях большое значение придается проблеме управления качеством, которое базируется на стандартизации, представляющей собой нормативный способ управления. Воздействие на продукцию осуществляется с помощью норм и правил, оформляемых в виде стандартов – нормативно-технических документов (НТД), имеющих юридическую силу. К основным видам нормативных документов, помимо стандартов, относятся также технические условия.

Технические условия – это научно-техническая документация, устанавливающая дополнительные к государственным и отраслевым стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к показателям качества продукции, а также приравниваемые к ним другие стандарты предприятия. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных и отраслевых стандартах. Соблюдение требований стандартов и других НТД является гарантией необходимого уровня качества продукции. Эффективным инструментом, обеспечивающим соответствие качества продукции требованиям НТД, является сертификация.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, основанное на комплексе мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определенным стандартам и другим НТД. Вся продукция, производимая или ввозимая в страну, делится на подлежащую обязательной сертификации и законодательно не регулируемую. В первом случае пропуском на рынок является сертификат соответствия, подтверждающий соответствие продукции минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Это документ выдается третьей стороной, независимой от изготовителя (первая сторона) и потребителя (вторая сторона).

Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно поступать на рынок. Однако возможна добровольная сертификация продукции, открывающая поставщику дополнительные возможности для ее реализации. В результате количество продукции с подтвержденным качеством постоянно увеличивается.