3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
Особым течением в рамках классической политической экономии во Франции стала школа физиократов, возникшая в 1750-70-е гг. Слово «физиократия» («физио» - земля, природа, «крат» - власть) означает власть земли, власть природы. Появлению теории физиократов способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д΄Аламбер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), которая развивала идеи «естественного порядка». Согласно этой концепции, общество представлялось как часть мироздания, подчиненное законам природы иразвивающееся по независимым от воли людей «естественным», объективным законам. Физиократы стали применять эти идеи по отношению к экономике.
Признанным лидером и основоположником направления физиократии был Франсуа Кенэ(1694-1774). Франсуа Кенэ родился недалеко от Версаля в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. Благодаря своим природным дарованиям получил профессию врача. Медицинская практика принесла ему известность. С 1734 г. он работает в Париже и в 1752 г. получает должность лейб-медика французского короля Людовика XV. Имея расположение короля, Франсуа Кенэ получил дворянство, жил в Версале и приобрел крупное земельное поместье.
По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Кенэ начинает изучать философскую науку, куда привнес свой опыт естествоиспытателя. Позже интересы Франсуа Кенэ распространяются и на экономическую науку, в которой онвыступает как приверженец теории естественного порядка. С 1756 г. Ф. Кенэ участвует в «Энциклопедии», издававшейся философами-просветителями Дидро и д`Аламбером, и пишет свои первые экономические статьи «Население», «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1756), затем издает важнейшие свои работы - «Экономическая таблица» (1758) и «Естественное право» (1765).
Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».
Предмет исследования. Физиократы выступили с резкой критикой монетаризма (монетарной системы меркантилизма) – они отвергали его концепцию о том, что единственной формой богатства является золото, а его источник – внешняя торговля. В отличие от меркантилистов физиократы перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, хотя и в специфической узкоотраслевой форме. Физиократы объявили сельское хозяйство единственно производительной отраслью, создающей богатство страны, и начали исследование этой отрасли, которую вообще «можно мыслить обособленно, независимо от обращения и обмена».
Борясь с меркантилизмом, физиократы критиковали тезис о том, что богатство порождается обменом, и первыми выдвинули идею эквивалентности обмена. В природе и обществе обмен осуществляется по принципу эквивалентности. Они считали, что покупки уравновешиваются с обеих сторон. Обмен сводится к обмену одинаковых ценностей, обмен ничего не производит, так как товары поступают в обращение с заранее заданной ценой. Деньги трактовались физиократами как бесполезное богатство и считались скромными посредниками в обмене.
Методология учения физиократов. Основой теоретических изысканий физиократов было учение о «естественном порядке». Физиократы признавали объективную реальность окружающего мира, само существование которого объяснялось соответствием«естественному порядку» и«естественному праву». Законы«естественного порядка» устанавливаются Богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Они выражают высшую справедливость и выгодны человеческому обществу. Опираясь на теорию «естественного порядка», физиократы дали обоснование требованиюневмешательства правительствав хозяйственную жизнь общества.Богатство- это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего, сельскохозяйственных ресурсов. Большая производительность создается самой природой и не зависит от желания и действий правительства.
Учение о «естественном порядке» было изложено Франсуа Кенэ в его работе «Естественное право», вышедшей в 1765 г. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и желания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. Если же люди, прежде всего политики, действуют вопреки «естественным» законам экономики, это разрушительно влияет на ее состояние, она «заболевает». Поэтому свою главную задачу Кенэ и его последователи видели в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.
Право собственности физиократы рассматривали как основу «естественного права», определяющего нормы поведения людей согласно естественным законам, которые не зависят от людей и политической власти. По-существу, естественный порядок – это буржуазный порядок, так как он обеспечивает защиту частной собственности и конкуренции.
Идея о саморегулировании экономической системы и обращение кпроизводству, хотя только в сфере сельскохозяйственного производства, в качестве предмета исследования, дают основаниеотносить физиократов к классическому направлению в экономической мысли, пусть даже и с определенными ссылками на специфичность этой школы.
Основные теоретические положения. Центральное место в экономическом учении Ф. Кенэ занимает учение о чистом продукте, что изложено в его знаменитой работе «Экономическая таблица» (1758). Под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт, исчисляемый как разность между валовым национальным продуктом и израсходованными в течение года на его создание материальными затратами. Кенэ полагал, что богатство нации или «чистый продукт» - это дар природы и производится только в земледелии. Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. Кенэ, по сути, логически завершает положение У. Петти о том, что труд – отец богатства, земля – его мать. Единственной формой чистого продукта, как продукта созданного в сельском хозяйстве, является земельная рента.
В промышленности чистый продукт не создается, здесь происходит только смена первоначальной формы поступившего из сельского хозяйства продукта. Таким образом, труд в сельском хозяйстве производителен, поскольку именно здесь создается богатство нации – чистый продукт; труд в промышленности с этой точки зрения он называет бесплодным, но не бесполезным. Здесь не производится чистый продукт, но придается новая форма сырому материалу. Занятые в промышленности зарабатывают средства к существованию, но не производят их. Труд в торговле, по мнению Ф. Кенэ, также не порождает богатства, но необходим для перемещения созданного продукта. Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, устранения монополии и сокращения торговых издержек.
Капитал. Кенэ впервые проанализировал понятие «капитал», но такого термина у него еще не было. Он применил термин «авансы». Величина чистого продукта ставилась Ф. Кенэ в зависимость от вложения капитала и фактически являлась продуктом движения капитала.
Меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами. Кенэ считал, что деньги сами по себе ничего не производят. Впервые в истории экономической мысли он дает анализ вещественной формы капитала и разграничивает его составные части. Сельскохозяйственные орудия, постройки и все, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют собой «первоначальные авансы»; затраты на семена, оплату труда работников, корма и другие издержки, осуществляемые в течение одного производственного цикла - это «ежегодные авансы». Фактически Кенэ разделил авансированный в сельское хозяйство капитал на основной и оборотный по производственному признаку. Он доказал, что в движении находится не только оборотный, но и основной капитал. И хотя чистый продукт сводится к благам, которые производятся единственным фактором - землей, но зато не без участия труда и капитала.
Классы. Впервые в истории экономической мысли физиократы провели деление общества на классы с чисто экономической точки зрения. Основными признаками класса было участие в создании общественного богатства (чистого продукта) и участие в распределении созданного богатства. В соответствии с учением о «чистом продукте» физиократы выделили три основных класса: производительный, бесплодный и земельных собственников. К производительному классу были отнесены все, кто авансирует капитал в сельское хозяйство и непосредственно обрабатывает землю (фермеры и крестьяне). К бесплодному классу была отнесена та часть населения, которая осуществляет инвестиции в промышленное производство и непосредственно в нем трудится (промышленники и наемные работники). Земельные собственники - это монарх, церковь и дворяне. Они выполняют, по мнению физиократов, очень важную функцию - содействуют реализации продукции как производительного, так и бесплодного класса, поэтому выделены в особый класс. Налоги, по мнению Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников.
Анализ общественного воспроизводства. Экономическая таблица. Важнейшим достижением Ф. Кенэ стал анализ общественного воспроизводства, который был представлен в его «Экономической таблице». Термин «воспроизводство» как постоянное повторение производства и сбыта впервые в экономическую науку ввели физиократы. В экономической системе, по мнению Ф. Кенэ, постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, который опосредуется встречным круговым потоком доходов, причем оба потока движутся без участия государства.
В «Экономической таблице» Ф. Кенэ показывает, как происходит реализация годового продукта общества, и как формируются предпосылки воспроизводства. «Экономическая таблица» - это схема, сильно упрощающая объективную реальность, для того чтобы были видны важнейшие экономические закономерности. Кенэ абстрагируется от процесса накопления и рассматривает только простое воспроизводство. Он предполагает стабильность денег, исключает колебание товарных цен, влияние внешней торговли. Движение товаров и денег рассматривается как одномоментный акт купли-продажи между основными классами общества. Покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание.
По статистическим данным тех лет Кенэ определяет стоимость валового продукта земледелия Франции. Он равен 5 миллиардам ливров в денежном выражении. Из них 4 млрд. ливров - это продовольствие и 1 млрд. ливров - это сырье. Кроме того, у фермеров или земледельцев за реализацию прошлогоднего урожая имеется 2 млрд. ливров в виде денег, которые выплачиваются собственникам в виде земельной ренты.Бесплодный класс создает промышленной продукции на 2 млрд. ливров.
Начало реализации (рис. 1) дают землевладельцы, которые, получив земельную ренту(2 млрд. ливров), приобретают продукты питания на 1 млрд. ливров и промышленной продукции на 1 млрд. На этом их роль завершается. Они создали условия собственного воспроизводства как класса. Деньги (1 млрд. ливров) оседают у фермеров. Последующий обмен осуществляется между землевладельцами и бесплодным классом. Бесплодный класс на 1 млрд. ливров, полученных от землевладельцев, покупает у фермеров продукты питания, а фермеры на этот же миллиард ливров необходимые промышленные товары. Вернувшийся миллиард ливров промышленники тратят на необходимое им сырье. Второй миллиард ливров возвращается к землевладельцам.
На этом процесс реализации заканчивается, так как созданы все необходимые условия для воспроизводства. Землевладельцы обеспечены продовольствием и промышленными товарами на 2 млрд. ливров, фермеры реализовали свою продукцию на 3 млрд. ливров (1 млрд. - собственникам и 2 млрд. - бесплодному классу). У них из 5 млрд. валовой продукции осталось 2 млрд. для собственного потребления и на осуществление «ежегодных авансов».
Кроме того, к фермерам вернулись 2 млрд. ливров денег, которые они выплатят землевладельцам за аренду земли в виде ренты в следующем году. Промышленники тоже полностью реализовали свою продукцию и обеспечили себя сырьем и продовольствием. В результате, произошла полная реализация и созданы все предпосылки воспроизводства валового продукта в прежнем объеме.
Земледельцы Собственники Бесплодный
(фермеры) класс
+ 2 млрд. на собственное
пропитание и ежегодные авансы
Всего: 5 млрд. ливров
Рис. 4.1. Экономическая таблица Ф. Кенэ
Таким образом, Ф. Кенэ впервые в истории экономической мысли в «Экономической таблице» предпринял попытку показать основные пути реализации национального продукта и определить основные народнохозяйственные пропорции. Так, в валовом продукте, произведенном в сельском хозяйстве на сумму 5 млрд. ливров, 3 млрд. приходится на издержки по возделыванию земли. В натуральном выражении пропорции складываются следующим образом: фермеры используют 2/5 произведенной продукции на оборотный капитал (собственное пропитание и ежегодные авансы), 1/5 продается «бесплодному» классу в обмен на изделия, требуемые для замены изношенного основного капитала. 2 млрд. ливров идет землевладельцам в качестве денежной ренты. Землевладельцы в свою очередь обменивают 1/2 своего дохода на продукты питания и 1/2 на промышленные товары, а «бесплодный класс» уже на 2 млрд. ливров покупают сырье и продукты питания.
«Экономическая таблица» - это первый опыт макроэкономического анализа, в котором центральное место занимает понятие валового национального продукта. Это первая в истории сетканатуральных (товарных)иденежныхпотоков материальных ценностей. Фактически - это начало будущих экономико-математических моделей. Ф. Кенэ, по сути, заложил основу построениябалансов «затраты – выпуск» имежотраслевых балансовпроизводства и распределения продукции, которые через 200 лет получили самое широкое распространение. Создателем балансовых моделей «затраты – выпуск» стал американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев - лауреат Нобелевской премии 1973 года. Используя идею Ф. Кенэ и современные экономико-математические методы, В. Леонтьев построил межотраслевые балансы экономики США. В последующем межотраслевые балансы, построенные по схеме Леонтьева, стали широко применяться в других странах в качестве инструмента прогнозирования, так как они позволяют наглядно увидеть,сколько каждая из отраслей производит продукции для других отраслей и потребляет их продукции в свою очередь. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ воплотила в себе все основные положения физиократов, которые в дальнейшем были переосмыслены, но идея воспроизводства сохранила свое значение и породила целые направления в науке.
Значение «Экономической таблицы» также в том, что впервые в экономической науке Ф. Кенэ создает схему (модель) воспроизводства, согласно которой в экономической системе постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. Это обращение годового продукта, без всякого вмешательства государства, обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель