Конкуренция в бизнесе
Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкивать) является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.
Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю и низкую. Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов: функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность пользователей и формировать у них новые потребности), предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств) и видовую (иметь лучший дизайн).
Главными составляющими конкурентоспособности продукции служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантии, уровень сервиса).
В самом общем виде конкурентоспособность товара может быть представлена в следующем виде:
-
технический уровень товара;
-
уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;
-
соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам;
-
организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;
-
срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;
-
цена, условия платежей;
-
актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке.
Конкурентоспособность продукции может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю. По характеру ценообразования выделяются три сектора конкурентной среды:
-
контролируемый государством – монопольный рынок, на котором господствуют естественные монополии, от лица государства осуществляющие некоторые регулирующие меры на конкурентном рынке;
-
контролируемый рынком с высоким уровнем конкуренции; разновидностью этого вида конкуренции является ценовая война;
-
контролируемый фирмами, занимающими рыночный сегмент с ограниченной конкуренцией и товаром, которые характеризуются уникальностью, неповторимостью и т.п.
Фирма-конкурент строго следит за тем, чтобы оптимизировать взаимопротиворечивые факторы: издержки производства и обращения, дизайн товара (что требует расходов, а следовательно, роста цен), конкурентоспособность товара. Фирмы-конкуренты при этом прилагают усилия к продвижению товара на рынок с помощью массированной рекламы. В современной экономике имеют место две формы конкуренции:
-
При совершенной конкуренции на рынке присутствует большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (товары). Такая конкуренция характеризуется легкостью вхождения фирм в отрасль, равноправностью покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка (конъюнктура, рекламное обеспечение), в выборе поставщиков и клиентов.
-
При монополистической конкуренции рынок относительно свободен, на нем представлен широкий диапазон цен и многие фирмы продают дифференцированный товар. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией фирмы здесь не могут получать монопольную прибыль длительное время. При этом фирма обладает контролем над продажной производимого ею товара; на данном рынке действует значительная неценовая конкуренция.
Также конкуренция может быть:
-
ценовая, когда продавцы товаров влияют на спрос, главным образом посредством изменения в цене; это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно изменять, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции;
-
неценовая, т.е. путем минимизации цены как фактора потребительского спроса, когда товары выделяются посредством продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов (чем уникальнее товар с точки зрения потребителей, тем у производителя больше возможности установления более высоких цен по сравнению с конкурирующими товарами).
Характерным признаком ценовой конкуренции является ценовая война, под которой понимается конкуренция между двумя или более фирмами одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на собственную продукцию. Такой вариант ценовой войны может рассматриваться как демпинговый (продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам). Цель демпинга – вытеснить конкурентов и завоевать рынки сбыта, что может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. В ряде случаев к демпингу фирмы прибегают с целью получения наличных денежных средств, например для расплаты по договорным обязательствам. Для борьбы с демпинговой практикой в ряде стран разработано антидемпинговое законодательство, причем основной мерой пресечения демпинга является установление антидемпинговой пошлины. Вместе с тем ценовая конкуренция постепенно превращается в анахронизм, поскольку может иметь место на олигополическом рынке. Ценовые войны становятся редкостью, уступая место неценовой конкуренции. И только в ряде случаев цены остаются орудием обеспечения конкурентоспособности товара, поскольку факт снижения цен, как правило, находит отражение в рекламе.
Конкурент – физическое или юридическое лицо, соперничающее в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке. Основой конкурентной борьбы служит стремление реализовать на рынке продукции, чем соперник, отобрать у него потенциальных покупателей. Итогом деятельности на рынке должна быть определенная доля прибыли, которую прогнозировал конкурент. Другая задача – освоить значительный сегмент рынка, вытеснив соперника.
В процессе борьбы ставится цель по достижению конкурентных преимуществ на рынке. Прочная конкурентная позиция характеризуется захватом значительной доли рынка благодаря предложению товаров более высокого качества или более низкого уровня цен. Возможно и влияние другого фактора – высокого уровня предпродажного и послепродажного обслуживания.
В конкурентной борьбе в качестве инструментов используются: маркетинговое исследование, сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность товара (или фирмы) рассматривается как важнейший элемент конкурентной борьбы. Определяется конкурентоспособность товара как способность его быть проданным при наличии в продаже товаров-аналогов, производимых фирмами-конкурентами. Перед фирмой, обновляющей номенклатуру своей продукции, всегда стоят вопросы:
-
как покупатель воспринимает продукцию?
-
в чем проявляются основные причины успеха или неудачи в продаже продукции?
-
каковы факторы ее конкурентоспособности?
Необходимость поиска решений этих важных вопросов вызывается увеличивающейся стоимостью разработки новых изделий, а также высоким риском, связанным с их созданием и реализацией. Экономическая ненадежность предприятий объясняется во многом тем, что лишь относительно небольшая доля их продукции имеет коммерческий успех на рынке сбыта благодаря высокому качеству. Так, в США при ежегодном поступлении на рынок около 30 000 новых видов товаров лишь 6 000 из них находят устойчивый сбыт.
Успех фирмы-производителя продукции во многом зависит от наличия в ее портфеле плодотворных идей и разработок, которые маркетинговая служба внедрит в производство. Наряду с действенными методами продвижения товара, экономическим и финансовым потенциалом фирмы важную роль в достижении высокого уровня конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал, функционирующий на предприятии в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Фирмы, расходующие на НИОКР до 3% своего оборота, обеспечивают рентабельность на 26%. Вложения в НИОКР характерны в основном для крупных фирм. Малые фирмы чаще всего выбирают стратегию следования за лидерами. Однако НИОКР не должны рассматриваться в виде некоего волшебного средства, способного вывести фирму на передовые рубежи бизнеса. В США некоторые фирмы, затратив крупные средства на НИОКР, в ряде случаев вынуждены были отказаться от осуществления проектов – в основном из-за неблагоприятных рыночных условий. Все это говорит о необходимости внимательного предварительного анализа уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, и прежде всего показателей качества и сервисного обслуживания.
Неизбежность экономического риска в связи с организацией производства новой продукции также характеризует рост затрат, необходимых для ее реализации. При этом эффективность разработок оценивается исходя из того, что около 50% затрат на НИОКР не приводят к созданию конкурентоспособной продукции. Значительные убытки разработчику приносит прекращение на ранних стадиях производства продукции, не способной выдержать конкуренцию. В частности, легкие прибыли за счет манипуляций с ценами снизили стремление американских компаний к получению более трудоемких прибылей, т.е. за счет повышения качества продукции. Это достаточно быстро привело к снижению конкурентоспособности их продукции.
Наряду с понятием «конкурентоспособность товара» используется и термин «конкурентоспособность предприятия», под которым понимается способность предложить товар, удовлетворяющий требованиям покупателей, в нужном рынку количестве. Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
-
экономический потенциал (активы, основной капитал, объем продаж и т.д.);
-
производственный и сбытовой потенциал (производственные мощности, наличие сырьевой базы, центров технического обслуживания, уровень автоматизации и технологии производства и т.д.);
-
научно-исследовательский потенциал (организация научных исследований, расходы на НИОКР в абсолютном выражении, число занятых в НИОКР всего и в процентах к числу занятых на фирме);
-
направление научных исследований фирмы, область патентирования, оценка возможности занятия организацией монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.;
-
финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность, структура капитала и т.д.);
-
репутация компании и соблюдение договорных обязательств;
-
организационная структура;
-
менеджмент организации, состав и профессиональный уровень руководящих работников, рыночная стратегия, инновационность и т.д.
Все предприятия, участвующие в конкурентной борьбе, занимают на рынке свои определенные места, которые могут быть распределены следующим образом: 40% и выше – лидер; от 30 до 40% - претендент на лидерство; от 10 до 20% - последователь (ведомый); менее 10% - занявший рыночную нишу и избегающий конкуренции.
Лидерство на рынке может проявляться (прямо или косвенно) как в достижении определенной нормы прибыли, так и в других показателях: в доле рынка, росте объема продаж, количестве ассортиментных позиций. Достижение прибыли от оборота и роста объемов продаж требует использования одной из альтернативных стандартных стратегий. Среди них выделяют следующие.
Конкурентные стратегии Портера (стратегическая модель Портера) предлагают две основные концепции планирования маркетинга, причем каждой из них присущи определенные альтернативы: выбор целевого сегмента; стратегическое преимущество уникального товара или низкой цены. Портер объединяет обе эти концепции и предлагает следующие стратегии.
Стратегия преимущества по издержкам – фирма сокращает издержки до минимума, что в свою очередь позволяет ей предложить широкому рынку низкие цены. В результате ее рентабельность по сравнению с конкурентами резко повышается, а покупателей становится больше.
Стратегия дифференциации – фирма предлагает широкому рынку свой товар, который носит уникальный характер и отличается от товаров-аналогов конкурентов. Чаще всего эти отличия наблюдаются по следующим признакам: долговечность, надежность, качество, техническое обслуживание, наличие современной технологии. Прежде чем выбрать один из указанных признаков, фирма анализирует рынок, свои сильные и слабые стороны (отличительные преимущества).
Стратегия фокусирования (концентрации) – фирма выбирает узкий сегмент рынка и позиционирует товары по низким ценам или уникальности. Узкий сегмент (рыночная ниша) не вызывает большого интереса со стороны фирм-конкурентов, ввиду чего появляется возможность сконцентрировать усилия либо на ограниченном числе ключевых товаров, предназначенных для специфических потребителей, либо на формировании особой репутации фирмы, способной обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей. В результате стратегия обеспечивает высокую рентабельность фирме, занимающей небольшую долю рынка.
Вместе с тем доля рынка не всегда служит исчерпывающей характеристикой конкурентной роли фирмы на рынке. На основании рыночного анализа и в соответствии с интегрированным показателем собственной конкурентоспособности фирма может определить свою стратегию конкурентной борьбы.
Стратегия лидера – наиболее желаемая роль, которую фирмы хотели бы играть на рынке. Довольно часто ее суть сводится к тому, чтобы сохранить завоеванные позиции на основе быстрой реакции в ответ на те или иные действия конкурентов. Достигается сохранение позиций путем оборонительных действий:
-
сохранение доли рынка путем использования таких рыночных инструментов, как цены, лицензии, таможенные барьеры;
-
упреждение действий конкурентов – модернизация (модификация) существующих товаров в ответ на аналогичные действия конкурента или снижение цен на них, что позволит оторваться от конкурентов;
-
тактическая оборона – уступка слабых рыночных позиций при одновременном усилении перспективных за счет сэкономленных таким образом ресурсов;
-
контрнаступление – фирма расширяет рынок сбыта за счет диверсификации выпуска товаров, противопоставляет сильные стороны своего товара слабым местам товара конкурента.
В бизнесе различают следующие возможные варианты получения эффекта от комбинаций товара и способов взаимодействия с рынком:
-
специализация – фирма сосредотачивает свои усилия на каком-то одном продукте и на одном рынке;
-
специализация продуктовая – фирма выбирает определенный продукт для размещения его на разных рынках;
-
специализация рыночная – фирма специализируется на каком-то одном рынке, предлагая ему разные товары;
-
генерализация – фирма выпускает несколько продуктов для строго определенных рынков.
Для обеспечения роста прибыли фирма, не желающая расширяться в целом, проявляет деловую активность по отношению к изменениям в окружающей среде. При этом выявляются возможности:
-
интенсивного роста, т.е. рациональное использование уже достигнутого потенциала и его прирост;
-
интеграционного роста, достигаемого на основе интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли;
-
диверсификационного роста, т.е. путем вторжения в другие отрасли.
Интенсивный рост чаще всего означает способность фирмы исчерпывающе использовать существующие возможности по отношению к товарам и рынкам. Например, объем продаж, может быть увеличен с помощью агрессивного маркетинга, направленного на увеличение потребления того или иного товара. Достигается эта цель путем решения задач: роста потребления товара; стимулирования и показа с помощью рекламы новых способов потребления товара; переключения внимания и спроса потребителей, пользующихся услугами фирм-конкурентов, к «нашему» товару; формирования новых целевых групп потребителей или освоения других сегментов рынка (экспансия рынка).
Для фирмы понятие «развитие рынка» означает возможность увеличить сбыт своего товара за счет освоения новых рынков, расположенных в другой географической зоне (экспорт) или в ином сегменте данного рынка, уже освоенного, т.е. путем привлечения другой целевой группы, склонной к потреблению данного товара.
Другое понятие – «развитие продукта» - говорит о том, что в ассортиментной политике фирмы произошли изменения, связанные с расширением номенклатуры предлагаемых рынку товаров за счет следующих факторов:
-
модернизации существующего продукта, что означает появление товара рыночной новизны;
-
появления нового марочного товара;
-
модификации товара, жизненный цикл которого достиг стадии насыщения рынка;
-
изменения и усовершенствования товара, привнесения в его конструкцию новых свойств, что, однако, не означает расширение ассортимента.
Интеграционный рост фирмы необходим и обоснован тогда, когда ее деятельность приобретает устойчивый характер, завоеваны прочные позиции на рынке. При этом можно получать дополнительную прибыль за счет перемещения усилий в диапазоне отрасли в следующих направлениях:
-
вертикальная регрессивная интеграция – фирма стремится заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль другие фирмы, участвующие на разных стадиях прохождения товара в производственно-сбытовой цепи или поставляющие сырье, материалы и т.п.;
-
вертикальная прогрессивная интеграция – заключается в попытках фирмы заполучить во владение и поставить под более жесткий контроль звено, связанное с покупателем, т.е. систему распределения;
-
горизонтальная интеграция – означает желание фирмы поглотить конкурентов, в результате чего увеличивается доля рынка, приходящаяся на данную фирму, которая становится лидером;
-
круговая интеграция – подразумевает слияние фирм, выступающих на одном рынке, но не конкурирующих между собой.
Диверсификационный рост основывается на категории диверсификации, под которой подразумевается разнообразие, разностороннее развитие фирмы. Диверсификация продукции – расширение значительного числа модификаций одной и той же продукции, что отвечает интересам потребителей. Потребность в диверсификации у фирмы возникает в тех случаях, когда отрасль не в состоянии предоставить ей возможность дальнейшего роста. Тогда фирма ищет возможности дополнительного роста за пределами отрасли: увеличения объема продаж на новых рынках. Трудность состоит в том, что граница между существующим и новым, как правило, размыта и неощутима.
В теории и практике бизнеса разработан ряд рекомендаций для фирмы-лидера, ориентирующейся на совокупный покупательский спрос и стремящийся вытеснить одного или нескольких конкурентов с рынка. Претенденты на лидерство пользуются следующими вариантами наступательных стратегий:
-
фланговая атака – заключается в лучшем выполнении участка той работы, которая у конкурента имеет слабые стороны (каналы распределения, реклама); нередко объектом атаки служат стыки сегментов рынка, которые, как правило, плохо контролируются;
-
фронтальная атака – представляет собой комплекс действий в виде мобилизации ресурсов, увеличения инвестиций для обновления товарной массы, усиления рекламы, активизации методов стимулирования сбыта и продажи;
-
осада – означает попытки захвата всей или большей части доли рынка, принадлежащей конкуренту; достигается расширением количества модификаций продукции с широким диапазоном цен;
-
обход - сводится к усилиям фирмы по технологическому прорыву и выпуску принципиально новых изделий, освоению новых рынков, поискам новых сегментов;
-
«атака гориллы» - это применение агрессивного маркетинга с целью подавления жизненных возможностей конкурирующих фирм на данном рынке;
-
«реакция тигра» - система адекватного реагирования фирмы в ответ на атаки со стороны конкурентов.
Стратегия новичков предназначена для небольших предприятий, которые ищут на рынке такие ниши, не интересные для больших компаний или где конкуренция ослабла. Нахождение такой ниши позволяет фирме использовать узкую специализацию или ориентироваться на индивидуализированный подход к удовлетворению спроса потребителей.
Поиски конкурентных стратегий, выбор целей и задач фирмы завершаются разработкой комплекса маркетинга, в том числе выбором конкурентных инструментов, к числу которых относятся:
-
продукт, а также сопровождающие его атрибуты (упаковка, торговая марка, сервисное обслуживание, имидж);
-
место – доступность продукта, его достаточное количество в нужное время на нужном целевом рынке, что обеспечивается функционированием каналов распределения (для оптовых и розничных продавцов);
-
цена – формирует доход фирмы; в глазах потребителя она должна быть такой, чтобы ценность покупаемого продукту была больше издержек, понесенных фирмой, что и служит основой для получения прибыли;
-
продвижение товара – комплекс стимулирования, для которого характерно сочетание рекламы и стимулирования продаж; в конечном итоге применение этого комплекса направлено на создание эффективной связи между производителями и потребителями;
-
паблик рилейшнз (PR) – система эффективного общения с конечным потребителем с целью обеспечения постоянного и гарантированного сбыта.
Таким образом, задача повышения конкурентоспособности товаров и компании в целом требует совершенствования организационного механизма управления перспективным развитием отраслей. В частности, речь идет о формировании и контроле планов осуществления НИОКР, которые должны быть ориентированы на учет требований внешнего рынка. Действующий ныне механизм управления мало способствует целенаправленной концентрации усилий соответствующих служб предприятий, имеющих отношение к повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Необходима взаимоувязанная долгосрочная программа разносторонних организационных мероприятий, подготовленных на основе анализа отечественной и зарубежной практики внешнеэкономической деятельности.
- Понятие и виды бизнеса
- Понятие и содержание бизнеса. Экономические блага
- Деловые интересы в бизнесе
- Виды предпринимательской деятельности
- История российского бизнеса
- Предпринимательство на Руси до XV века
- Российское предпринимательство периода XV – XIX веков
- Бизнес в России дореволюционного периода
- Бизнес в период руководства коммунистической партии
- Предпринимательство постсоветского периода
- Концепции и родовые признаки бизнеса
- Концепции бизнеса
- Позитивная концепция бизнеса
- Критическая концепция бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса
- Система современного бизнеса
- Субъекты бизнеса
- Предприятие в системе бизнеса
- Конкуренция в бизнесе
- Бизнес – планирование
- Методические основы разработки бизнес – плана
- Состав бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана
- Титульный лист бизнес-плана
- Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
- Пример резюме проекта
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Учреждение бизнеса
- Организационно-правовые формы бизнеса
- Процедура государственной регистрации
- Направления деятельности на фирме
- Общее управление организацией
- Школы менеджмента и подходы к управлению
- Общие принципы управленческой деятельности
- Маркетинговая деятельность на фирме
- Сущность финансов предприятия
- Инвестиции организаций
- Риски в бизнесе
- Понятие и сущность рисков в бизнесе
- Классификация рисков
- Система управления рисками
- Процесс управления рисками на предприятии
- Методы управления рисками
- Управление информационными рисками
- Методы финансирования рисков