logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Конкуренция в бизнесе

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкивать) является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю и низкую. Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов: функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность пользователей и формировать у них новые потребности), предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств) и видовую (иметь лучший дизайн).

Главными составляющими конкурентоспособности продукции служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантии, уровень сервиса).

В самом общем виде конкурентоспособность товара может быть представлена в следующем виде:

Конкурентоспособность продукции может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю. По характеру ценообразования выделяются три сектора конкурентной среды:

Фирма-конкурент строго следит за тем, чтобы оптимизировать взаимопротиворечивые факторы: издержки производства и обращения, дизайн товара (что требует расходов, а следовательно, роста цен), конкурентоспособность товара. Фирмы-конкуренты при этом прилагают усилия к продвижению товара на рынок с помощью массированной рекламы. В современной экономике имеют место две формы конкуренции:

  1. При совершенной конкуренции на рынке присутствует большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (товары). Такая конкуренция характеризуется легкостью вхождения фирм в отрасль, равноправностью покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка (конъюнктура, рекламное обеспечение), в выборе поставщиков и клиентов.

  2. При монополистической конкуренции рынок относительно свободен, на нем представлен широкий диапазон цен и многие фирмы продают дифференцированный товар. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией фирмы здесь не могут получать монопольную прибыль длительное время. При этом фирма обладает контролем над продажной производимого ею товара; на данном рынке действует значительная неценовая конкуренция.

Также конкуренция может быть:

Характерным признаком ценовой конкуренции является ценовая война, под которой понимается конкуренция между двумя или более фирмами одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на собственную продукцию. Такой вариант ценовой войны может рассматриваться как демпинговый (продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам). Цель демпинга – вытеснить конкурентов и завоевать рынки сбыта, что может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. В ряде случаев к демпингу фирмы прибегают с целью получения наличных денежных средств, например для расплаты по договорным обязательствам. Для борьбы с демпинговой практикой в ряде стран разработано антидемпинговое законодательство, причем основной мерой пресечения демпинга является установление антидемпинговой пошлины. Вместе с тем ценовая конкуренция постепенно превращается в анахронизм, поскольку может иметь место на олигополическом рынке. Ценовые войны становятся редкостью, уступая место неценовой конкуренции. И только в ряде случаев цены остаются орудием обеспечения конкурентоспособности товара, поскольку факт снижения цен, как правило, находит отражение в рекламе.

Конкурент – физическое или юридическое лицо, соперничающее в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке. Основой конкурентной борьбы служит стремление реализовать на рынке продукции, чем соперник, отобрать у него потенциальных покупателей. Итогом деятельности на рынке должна быть определенная доля прибыли, которую прогнозировал конкурент. Другая задача – освоить значительный сегмент рынка, вытеснив соперника.

В процессе борьбы ставится цель по достижению конкурентных преимуществ на рынке. Прочная конкурентная позиция характеризуется захватом значительной доли рынка благодаря предложению товаров более высокого качества или более низкого уровня цен. Возможно и влияние другого фактора – высокого уровня предпродажного и послепродажного обслуживания.

В конкурентной борьбе в качестве инструментов используются: маркетинговое исследование, сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара (или фирмы) рассматривается как важнейший элемент конкурентной борьбы. Определяется конкурентоспособность товара как способность его быть проданным при наличии в продаже товаров-аналогов, производимых фирмами-конкурентами. Перед фирмой, обновляющей номенклатуру своей продукции, всегда стоят вопросы:

Необходимость поиска решений этих важных вопросов вызывается увеличивающейся стоимостью разработки новых изделий, а также высоким риском, связанным с их созданием и реализацией. Экономическая ненадежность предприятий объясняется во многом тем, что лишь относительно небольшая доля их продукции имеет коммерческий успех на рынке сбыта благодаря высокому качеству. Так, в США при ежегодном поступлении на рынок около 30 000 новых видов товаров лишь 6 000 из них находят устойчивый сбыт.

Успех фирмы-производителя продукции во многом зависит от наличия в ее портфеле плодотворных идей и разработок, которые маркетинговая служба внедрит в производство. Наряду с действенными методами продвижения товара, экономическим и финансовым потенциалом фирмы важную роль в достижении высокого уровня конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал, функционирующий на предприятии в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Фирмы, расходующие на НИОКР до 3% своего оборота, обеспечивают рентабельность на 26%. Вложения в НИОКР характерны в основном для крупных фирм. Малые фирмы чаще всего выбирают стратегию следования за лидерами. Однако НИОКР не должны рассматриваться в виде некоего волшебного средства, способного вывести фирму на передовые рубежи бизнеса. В США некоторые фирмы, затратив крупные средства на НИОКР, в ряде случаев вынуждены были отказаться от осуществления проектов – в основном из-за неблагоприятных рыночных условий. Все это говорит о необходимости внимательного предварительного анализа уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, и прежде всего показателей качества и сервисного обслуживания.

Неизбежность экономического риска в связи с организацией производства новой продукции также характеризует рост затрат, необходимых для ее реализации. При этом эффективность разработок оценивается исходя из того, что около 50% затрат на НИОКР не приводят к созданию конкурентоспособной продукции. Значительные убытки разработчику приносит прекращение на ранних стадиях производства продукции, не способной выдержать конкуренцию. В частности, легкие прибыли за счет манипуляций с ценами снизили стремление американских компаний к получению более трудоемких прибылей, т.е. за счет повышения качества продукции. Это достаточно быстро привело к снижению конкурентоспособности их продукции.

Наряду с понятием «конкурентоспособность товара» используется и термин «конкурентоспособность предприятия», под которым понимается способность предложить товар, удовлетворяющий требованиям покупателей, в нужном рынку количестве. Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

Все предприятия, участвующие в конкурентной борьбе, занимают на рынке свои определенные места, которые могут быть распределены следующим образом: 40% и выше – лидер; от 30 до 40% - претендент на лидерство; от 10 до 20% - последователь (ведомый); менее 10% - занявший рыночную нишу и избегающий конкуренции.

Лидерство на рынке может проявляться (прямо или косвенно) как в достижении определенной нормы прибыли, так и в других показателях: в доле рынка, росте объема продаж, количестве ассортиментных позиций. Достижение прибыли от оборота и роста объемов продаж требует использования одной из альтернативных стандартных стратегий. Среди них выделяют следующие.

Конкурентные стратегии Портера (стратегическая модель Портера) предлагают две основные концепции планирования маркетинга, причем каждой из них присущи определенные альтернативы: выбор целевого сегмента; стратегическое преимущество уникального товара или низкой цены. Портер объединяет обе эти концепции и предлагает следующие стратегии.

Стратегия преимущества по издержкам – фирма сокращает издержки до минимума, что в свою очередь позволяет ей предложить широкому рынку низкие цены. В результате ее рентабельность по сравнению с конкурентами резко повышается, а покупателей становится больше.

Стратегия дифференциации – фирма предлагает широкому рынку свой товар, который носит уникальный характер и отличается от товаров-аналогов конкурентов. Чаще всего эти отличия наблюдаются по следующим признакам: долговечность, надежность, качество, техническое обслуживание, наличие современной технологии. Прежде чем выбрать один из указанных признаков, фирма анализирует рынок, свои сильные и слабые стороны (отличительные преимущества).

Стратегия фокусирования (концентрации) – фирма выбирает узкий сегмент рынка и позиционирует товары по низким ценам или уникальности. Узкий сегмент (рыночная ниша) не вызывает большого интереса со стороны фирм-конкурентов, ввиду чего появляется возможность сконцентрировать усилия либо на ограниченном числе ключевых товаров, предназначенных для специфических потребителей, либо на формировании особой репутации фирмы, способной обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей. В результате стратегия обеспечивает высокую рентабельность фирме, занимающей небольшую долю рынка.

Вместе с тем доля рынка не всегда служит исчерпывающей характеристикой конкурентной роли фирмы на рынке. На основании рыночного анализа и в соответствии с интегрированным показателем собственной конкурентоспособности фирма может определить свою стратегию конкурентной борьбы.

Стратегия лидера – наиболее желаемая роль, которую фирмы хотели бы играть на рынке. Довольно часто ее суть сводится к тому, чтобы сохранить завоеванные позиции на основе быстрой реакции в ответ на те или иные действия конкурентов. Достигается сохранение позиций путем оборонительных действий:

В бизнесе различают следующие возможные варианты получения эффекта от комбинаций товара и способов взаимодействия с рынком:

Для обеспечения роста прибыли фирма, не желающая расширяться в целом, проявляет деловую активность по отношению к изменениям в окружающей среде. При этом выявляются возможности:

Интенсивный рост чаще всего означает способность фирмы исчерпывающе использовать существующие возможности по отношению к товарам и рынкам. Например, объем продаж, может быть увеличен с помощью агрессивного маркетинга, направленного на увеличение потребления того или иного товара. Достигается эта цель путем решения задач: роста потребления товара; стимулирования и показа с помощью рекламы новых способов потребления товара; переключения внимания и спроса потребителей, пользующихся услугами фирм-конкурентов, к «нашему» товару; формирования новых целевых групп потребителей или освоения других сегментов рынка (экспансия рынка).

Для фирмы понятие «развитие рынка» означает возможность увеличить сбыт своего товара за счет освоения новых рынков, расположенных в другой географической зоне (экспорт) или в ином сегменте данного рынка, уже освоенного, т.е. путем привлечения другой целевой группы, склонной к потреблению данного товара.

Другое понятие – «развитие продукта» - говорит о том, что в ассортиментной политике фирмы произошли изменения, связанные с расширением номенклатуры предлагаемых рынку товаров за счет следующих факторов:

Интеграционный рост фирмы необходим и обоснован тогда, когда ее деятельность приобретает устойчивый характер, завоеваны прочные позиции на рынке. При этом можно получать дополнительную прибыль за счет перемещения усилий в диапазоне отрасли в следующих направлениях:

Диверсификационный рост основывается на категории диверсификации, под которой подразумевается разнообразие, разностороннее развитие фирмы. Диверсификация продукции – расширение значительного числа модификаций одной и той же продукции, что отвечает интересам потребителей. Потребность в диверсификации у фирмы возникает в тех случаях, когда отрасль не в состоянии предоставить ей возможность дальнейшего роста. Тогда фирма ищет возможности дополнительного роста за пределами отрасли: увеличения объема продаж на новых рынках. Трудность состоит в том, что граница между существующим и новым, как правило, размыта и неощутима.

В теории и практике бизнеса разработан ряд рекомендаций для фирмы-лидера, ориентирующейся на совокупный покупательский спрос и стремящийся вытеснить одного или нескольких конкурентов с рынка. Претенденты на лидерство пользуются следующими вариантами наступательных стратегий:

Стратегия новичков предназначена для небольших предприятий, которые ищут на рынке такие ниши, не интересные для больших компаний или где конкуренция ослабла. Нахождение такой ниши позволяет фирме использовать узкую специализацию или ориентироваться на индивидуализированный подход к удовлетворению спроса потребителей.

Поиски конкурентных стратегий, выбор целей и задач фирмы завершаются разработкой комплекса маркетинга, в том числе выбором конкурентных инструментов, к числу которых относятся:

Таким образом, задача повышения конкурентоспособности товаров и компании в целом требует совершенствования организационного механизма управления перспективным развитием отраслей. В частности, речь идет о формировании и контроле планов осуществления НИОКР, которые должны быть ориентированы на учет требований внешнего рынка. Действующий ныне механизм управления мало способствует целенаправленной концентрации усилий соответствующих служб предприятий, имеющих отношение к повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Необходима взаимоувязанная долгосрочная программа разносторонних организационных мероприятий, подготовленных на основе анализа отечественной и зарубежной практики внешнеэкономической деятельности.