logo search
Лекции по Макрокономике / ЭТ

Экономические блага, не поступающие на рынок

Серьезной проблемой национального счетоводства является включение в национальный продукт товаров и услуг, не поступающих на рынок.

Речь идет прежде всего о трех категориях экономических благ:

1) продукция, производимая натуральными хозяйствами;

2) промежуточные продукты, находящиеся во внутрифирменном обороте;

3) экономические блага, производимые при самообслуживании.

Исторически самой большой частью нерыночных благ была продукция натуральных хозяйств. Во всех традиционных обществах основная часть экономических благ производилась и потреблялась в замкнутых, самообеспечивающихся хозяйствах (феодальное поместье, крестьянская община и т. п.), почти не имевших контактов с внешним миром и не вступавших в рыночные отношения. В наше время подлинное натуральное хозяйство можно встретить лишь в наиболее труднодоступных районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Однако элементы натурального хозяйства сохранились и в более развитых обществах. Скажем, до сих пор велика степень самообеспечения у жителей российской деревни. (Не случайно российский сельский житель очень часто с гордостью описывает свое хозяйство как натуральное: У нас все свое: и картошечка, и молочко, и огурчики!) Не попадая на рынок, такого рода продукция тем не менее может составлять значительную часть НП страны.

Большой спецификой отличаются и разнообразные полуфабрикаты и приспособления, находящиеся во внутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но, как правило, и не имеют точных рыночных аналогов. Ведь, скажем, готовые на 2/3 корабли никто никогда не предлагает к продаже (если не считать случаев вынужденного сбыта на лом  вспомним печальный конец не достроенного в те времена суперсовременного крейсера «Варяг»). Тем не менее, если в определенном году крупный корабль был построен лишь на 2/3, это, очевидно, не основание, чтобы совсем не учитывать его стоимости в размерах произведенного НП.

Наконец, крайне широка и разнообразна сфера самообслуживания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое другое, что принято называть «домашней работой». А, кроме того, каждый человек еще моется, причесывается, чистит ботинки и т. п. Чтобы понять, насколько большая часть национального продукта изготовляется в процессе самообслуживания, достаточно спросить себя, во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными продуктами и услугами.