logo search
В редакцию 2 вариант

2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования

Английское слово менеджмент переводится на рус­ский язык как управление, организация, руководство. В зарубежной литературе имеется три определения понятия «менеджмент»:

  1. достижение целей организации посредством скоорди­нированных усилий работающих в ней людей;

  2. особый вид деятельности, превращающий неорганизо­ванную толпу в эффективную, целенаправленную и про­изводительную группу (организацию);

  3. процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредст­вом скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Таким образом, менеджмент это особый вид управления, присущий рыночной экономике. Основывается на экономических методах управления и ориентиро­ван на получение прибыли (дохода). Управление, направленное на достижение эффективной организа­ции труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

Предметом менеджмента как науки управления яв­ляется большое число явлений, связанных с управлен­ческой деятельностью. Их можно разделить на две группы: отношения между людьми в процессе управления производством и законы, функции, организационные структуры, тех­ника, технология управления и пр.

В менеджменте на производстве принято различать два вида деятельности:

Рассматривая предприятие как сложную систему, в его составе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Основным предназначением управляемой подсистемы является производство продукции и (или) оказание услуг, а основное предназначение управляющей подсистемы — взаимодействие предприятия с внешней средой и управление деятельностью всего предприятия. При этом важно отметить, что это управление может быть эффективным, если управляющая подсистема будет не менее сложной, чем управляемая. Таким образом, управляющую подсистему саму можно рассматривать как сложную систему, которая является системой управления.

Основным содержанием системы менеджмента организации (рис. 2.1.) является механизм управления, состоящий из:

- принципов менеджмента, под которыми понимаются фундаментальные истины (или то, что считается истинами в настоящее время), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части; с практической точки зрения их можно рассматривать как некоторые правила, на основе которых руководитель троит свою деятельность;

- функций менеджмента, которые являются первичной, определяющей частью системы управления; под функцией менеджмента понимается вид деятельности работников аппарата управления, выделяемый на основе разделения и кооперации управленческого труда, характеризующийся, определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления; именно в функциях раскрывается содержание управления;

- методов менеджмента, которые представляют собой способы осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника; они отличаются друг от друга своей мотивационной характеристикой и делятся на административные, экономические, социально-экономические и социально-психологические;

- стиля руководства, который представляет собой совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношения с подчиненными.

Реализуясь в конкретной организации, механизм управления приобретает конкретную форму организации управления, состоящей:

Поскольку система управления – это сложная система, то необходимо говорить о ее динамике, которая выражается:

- в процессе управления;

- процессе принятия управленческих решений;

- управленческих инновациях.

Принципы менеджмента – это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или ее отдельные части. С практической точки зрения их можно рассматривать как некоторые правила, на основе которых руководитель строит свою деятельность. Важно подчеркнуть два момента:

1) принципы формулируются на основе законов и закономерностей развития экономики и организаций и на основе предшествующего опыта хозяйствования;

2) принципы имеют смысл только в том случае, если на их основе организация может достигать своих целей.

Основными принципами менеджмента являются:

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля2: «Управлятьзначит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления (рис.2.2.).

Рис. 2.2. Функциональная структура менеджмента.

Планирование как функция менеджмента предполагает решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации для достижения этих целей. По сути, это ответы на следующие вопросы:

  1. Где мы находимся в настоящее время. Руководители должны трезво оценивать сильные  и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.

  2. Куда мы хотим двигаться. Руководители при выборе направлений развития организации должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.)

  3. Как мы собираемся это сделать. Руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.

Организация – структуризация внутренних элементов организации с целью выполнения планов и достижения целей, включает:

Мотивация – создание в среде исполнителей внутренних побуждений к действиям, направленным на эффективное достижение целей организации.

Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первое – это установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в установленный отрезок времени. Второе – это измерение того, что было действительно достигнуто в установленном отрезке времени и сравнение с ожидаемыми результатами. Третье – это принятие решений для корректировки своих действий.

В основу классификации методов менеджмента положена их мотивационная характеристика, т.е. мотивы, на активизацию которых они направлены. С этих позиций методы менеджмента делятся на административные, экономические, социально-экономические, социально-психологические.

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:

Таким образом, менеджмент является составной частью стратегии предприятия и представляет собой совокупность принципов, методов, направленных на повышение эффективности производства и максимизацию прибыли. Основу менеджмента составляет поиск оптимальных решений и разработка эффективных методов их реализации.