25. Региональный инвестиционный климат
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему законодательно-правовых, экономико-географических и социально-культурных условий формирования регионального инвестиционного рынка. Он образуется под воздействием многообразия взаимосвязанных процессов, которые характеризуются как инвестиционный потенциал региона, то есть его возможности к наращиванию инвестиционного процесса. Необходимо учитывать, что инвестиционный климат региона включает в себя две составляющие — инвестиционную активность в регионе и его инвестиционную привлекательность, которые являются функционально взаимосвязанными. Инвестиционная активность региона представляет собой процесс наращивания объемов и темпов инвестирования в основной капитал региона. Прогнозировать инвестиционную активность возможно с помощью расчета величины инвестиционного спроса. Инвестиционная активность непосредственно влияет на складывающуюся в регионе инвестиционную ситуацию. Понятие инвестиционной ситуации региона характеризуется интенсивностью инвестиционной деятельности в регионе и эффективностью происходящих инвестиционных процессов.
26. Региональная бюджетно-налоговая система
Региональная бюджетно-налоговая система – это обособленная часть бюджетно-налоговой системы государства, включающая региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения с «центром» и, реже, с другими территориальными уровнями.Региональные бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанныхфункций, среди который следующие:
1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков, по уровням территориальной организации государства и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
2. Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально, аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня.
3. Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти суммы доходов населения России.
5. Формирование инфраструктурного каркаса территории как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6. Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала как естественного базиса существования и развития территории.
7. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
Основное требование к бюджетно-налоговой системе – требование целевой региональной ориентации рассматриваемых систем, без которой они превращаются в нижний уровень тоталитарно-государственного бюджетно-налогового хозяйства.
27. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.
28. Региональная политика
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
29. Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив почти все страны мира, включая, богатые и бедные. С их помощью происходит объединение многих регионов в систему мирохозяйственных связей. Свободные экономические зоны – области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются примерами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма.
30. Региональный менеджмент
Региональный менеджмент - это отрасль экономической науки, занимающаяся изучением экономических и социальных факторов и явлений, которые обусловливают функционирование хозяйства регионов, а также разработку форм и методов управления этим процессом. Основными задачами регионального менеджмента являются:
обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
- 1. Понятие и сущность региональной экономики.
- 2. Предмет и задачи региональной экономики.
- 3. Объект и методы региональной экономики.
- 4. Методы исследования региональной экономики.
- 5. Региональная политика России.
- 6.Содержание понятия «регион» и его функции.
- 9. Экономические районы рф.
- 10. Субъекты рф.
- 11. Федеральные округа рф.
- 12. Административно-территориальное устройство рф.
- 13. Закономерности размещения производительных сил.
- 14. Принципы размещения производительных сил.
- 15. Факторы размещения производительных сил.
- 19. Цель и задачи анализа социально-экономического развития региона.
- 20.Комплексность хозяйства региона.
- 21. Структура анализа социально-экономического развития региона
- 22. Сущность и формы межрегиональных экономических связей
- 23. Система органов управления субъектами рф
- 24. Асимметрия в развитии регионов
- 25. Региональный инвестиционный климат
- 31. Природно-ресурсный потенциал региона
- 32. Трудовой потенциал региона
- 36. Городское и сельское население. Урбанизация
- 37. Апк Оренбургской области
- 38. Анализ развития отраслей промышленности
- 39. План социально-экономического развития Оренбургской области
- 42. Точки экономического роста.
- 45. Методы отраслевого экономического обоснования размещения производства.
- 46. Производительные силы Оренбургской области.
- 47. Финансово-промышленные группы.
- II этап (2016 - 2020 годы) - активная модернизация традиционных отраслей и реализация приоритетных инвестиционных проектов.
- III этап (2021 - 2025 годы) - этап инновационного развития и формирования постиндустриальных секторов экономики.