9.6. Логистика управления материальными потоками
Традиционный директивный подход к управлению коммерческой деятельностью в настоящих условиях сменяется более эффективным логистическим подходом, который исходит из общих целей управления и рассматривает все этапы планирования, производства и обращения товаров как единый процесс движения производственных, коммерческих, финансовых и информационных ресурсов. Более подробно понятия, концепции и задачи логистики в книжном деле последовательно излагаются в соответствующем учебном курсе, и в данном пособии мы уделим внимание только логистике управления материальными потоками на коммерческой стадии книжного дела. Опыт показывает, что именно на таких объектах управления, как процессы поставок, экспедирования, складских операций, происходит наибольшее количество задержек, с одной стороны, и избыточность в накоплении запасов – с другой, и без логистического подхода к управлению материальными и информационными показателями невозможно организовать эффективное товародвижение.
В подразделе 7.2 показано, как на основе логистического подхода к управлению информационными потоками с помощью средств информационных технологий организуется эффективное взаимодействие между оптовыми поставщиками и покупателями, продемонстрирована логистическая схема приема товаров, обеспечивающая дисциплину обслуживания пришедшего товара и регламентированное пополнение соответствующей базы данных оптового покупателя. Внедрение таких систем сокращает время обработки заказов и дозаказов, сокращает время на предпродажную подготовку товара, автоматизирует учет прихода и продажи товаров и дает возможность увеличивать объем обрабатываемой информации без дополнительного увеличения численности. Самый значительный эффект системы состоит в появлении у покупателя, в качестве которого выступает магазин, принципиальной возможности отказаться от необходимости содержать склад или, по крайней мере, значительно сократить размер площади, отводимой под склад и использовать освободившееся помещение для других целей.
Ответственной логистической процедурой является расчет параметров заказа и дозаказа и соответственно поставок. Часто для определения оптимального заказа применяется формула Уилсона:
где Q – оптимальный размер заказа, S – потребность в материалах (в единицах учета), О – затраты на выполнение одного заказа, С – затраты на хранение единицы товара. Однако следует учесть, что эта формула была выведена для материально-технического снабжения ритмичного серийного производства, поэтому для книжных товаров ее применять следует с определенной осторожностью. Классический случай динамики расхода и пополнения запаса склада, описываемой формулой Уилсона:
По горизонтальной оси отложено время, по вертикальной – объем запаса. Запас расходуется равномерно и, когда исчерпывается, то пополняется до прежней величины EOQ, рассчитанной по формуле Уилсона. При значении ROP производится заказ, который поступает в момент, когда запас исчерпан, поэтому графику движения запаса соответствует пилообразная кривая. Классическая модель позволяет рассчитать промежуток времени между двумя заказами и промежуток времени от поступления заказа до нового заказа.
Модель не учитывает динамику спроса, поэтому в логистике управления товарными запасами в книжной торговле значение оптимального заказа рассчитывается в зависимости от расходимости предыдущей поставки. При этом такие параметры заказа, как стандарт поставки и порог поставки, должны динамически изменяться.
Стандарт поставки – наибольшее количество экземпляров книги, которое может находиться в торговом зале.
Порог поставки – наименьшее количество экземпляров книги, которое может находиться на складе или в торговом зале, в случае снижения количества экземпляров ниже порога поставки производится дозаказ. При учете продаж на основе информационной технологии дозаказ принимает форму автодозаказа, направляемого поставщику по электронной почте.
Динамическое управление заказом и дозаказом основывается на учете расходимости. Хорошие результаты дает метод скользящей средней.
Реализация заказов и дозаказов предусматривает два варианта: получатель принимает товар на склад или получатель принимает товар непосредственно в торговый зал. В последнем случае оптовый поставщик, согласно договору о поставке, осуществляет предпродажную подготовку: формирование и наклейку ценников, комплектование томов, надевание суперобложек. Для выполнения этого варианта в заказе и автодозаказе получателя сообщается розничная цена товара. Стоимость предпродажной подготовки учитывается включением ее в отпускную цену поставщика либо в снижении розничной наценки получателя.
При поставке на склад всю предпродажную подготовку осуществляет склад получателя, которому посылается дозаказ (автодозаказ) торгового зала.
Для интернет-торговли актуально логистическое управление синхронизацией содержимого сайта с реальным количеством запаса товара и его ценой. Последнее должно происходить в режиме on-line, но часто решение задачи упрощается введением лимита интернет-магазина, в пределах которого производятся продажи. Обновление сайта и соответственно лимитов имеет определенную периодичность, например один раз в сутки. Расчет лимитов ведется по технологии расчета стандартов и порогов поставки.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя