3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
В этот период основное внимание институционализм уделяет не количественному, а качественному анализу экономических процессов. Институционалисты критикуют маржиналистскую теорию за то, что она игнорирует качественные изменения экономической системы, происходящие в ходе ее исторического развития. В целом институциональные теории в послевоенный период 1940-60-х гг. отличало общее позитивное отношение к происходящим изменениям. Основным источником оптимизма был экономический подъем 1950-60-х гг. и вера в научно-технический прогресс как средство преодоления экономических и социальных проблем.
Большое внимание уделяли проблеме качественных изменений экономической системы капитализма в своих работах американские институционалисты Гардинер Минз (1896-1988) и Адольф Берль (1895-1971). В 1932 г. вышла книга А. Берля и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность», написанная под непосредственным влиянием идей Т. Веблена о роли и месте промышленных корпораций. В этой работе авторы анализировали структуру корпораций и на большом фактическом материале изучали отделение собственности от непосредственного управления производством. На основе статистических данных Берль и Минз доказывали возрастание роли крупнейших корпораций в экономике США и быстрые темпы концентрации и централизации производства и капитала. Они указывали, что классическая политэкономия, а вместе с ней и неоклассическая опираются на модель экономики, выдвинутой еще А. Смитом. Эта модель является отражением экономической ситемы Англии XVIII века. По мнению Минза, с тех пор экономика претерпела множественные изменения, в первую очередь, институциональные.
В работе «Корпоративная революция в Америке» (1962) Г. Минз рассмтривает четыре типа экономических систем, которые успели сменить друг друга на протяжении истории. Первый тип – натуральное хозяйство, в котором все товары производятся для собственного потребления. Второй тип – «атомистическая экономика», эпохи Адама Смита. Эта система характеризуется тем, что товары производятся на рынок, а потребитель теряет контроль над средствами производства и действиями производителя. Третий тип экономики – «частный капитализм», характерный для Европы XIXв. Он характеризуется тем, что контроль над производством теряет не только потребитель, но и рабочий. Этот тип экономической системы послужил моделью для теорий К. Маркса.
Четвертый тип экономической системы, сформировавшийся в XXв. и получивший особенно широкое развитие в США, - это «коллективный капитализм», в основе которого лежиткорпоративное предпринимательствои для которого характерна потеря контроля над производством не только потребителем и рабочим, но и собственниками. Причиной этого является распространениеакционерной формы собственности, которую Адольф О. Берль назвалпассивной собственностью. Владельцы акций практически не участвуют в управлении предприятием, передав эти функции менеджерам. А менеджеры, в свою очередь, редко владеют большим количеством акций, чтобы называться собственниками. Этот четвертый тип экономики не соответствует тем моделям, которые рассматривают маржиналисты и марксисты. Недостаток их теорий заключается в том, что они не замечают произошедших трансформаций и не ставят вопрос об изменнии предмета исследования.
Основная идея концепций «пассивной собственности» А. Берля и «коллективного капитализма» Г. Минза, заключается в том, что с развитием акционерных форм собственности и появлением мелких акций, происходит размывание классовых барьеров. Стать собственником становится значительно легче, а, следовательно, все большая часть населения получает возможнось иметь свою долю в общей прибыли крупных корпораций.
Столь же оптимистичную оценку в рамках институциональной теории послевоенного периода получают изменения, связанные с усилением власти менеджеров в рамках крупных корпораций. В 1940-60-е гг. появляются теории «управленческой революции» (Дж. Бернхэм, С. Чейз, Д. Лилиенталь, П. Друкер). Сходные идеи высказывались также Г. Минзом и А. Берлем. Согласно этим теориям приход к власти менеджеров приводит к изменению политики крупных фирм, которая уже не связана с интересами собственности. В большей степени компания ориентируется на производственные и общественные интересы, а именно внедрение новых технологий, расширение производства, процветание компании и ее акционеров.
В период «великой депрессии» к некоторым идеям институционалистов стали прислушиваться и государственные деятели, в частности президент США Ф.Д. Рузвельт (осуществлявший «новый курс» в экономике). А. Берль, Г. Минз. Р. Тагвелл приняли участие в реализации правительственных мероприятий по борьбе с депрессией, антикризисному регулированию экономики. Так, Г. Минз входил в состав «мозгового центра» президента Рузвельта, занимал пост директора промышленной секции комитета национальных ресурсов США, а затем стал одним из советников управления планирования национальных ресурсов.
В послании конгрессу от 17 мая 1933 г. Рузвельт подчеркивал необходимость сотрудничества предпринимателей и рабочих. В принятом 16 июня 1933 г. Законе о восстановлении экономики США указывалось, что «конгресс стремится в интересах всеобщего блага осуществлять и поощрять объединенные действия труда и предпринимательства» под соответствующим контролем правительства.
Государственное вмешательство в экономическую жизнь шло в основном по линии субсидирования за счет государственного бюджета монополий, государственного регулирования сельскохозяйственного производства, отношений между трудом и капиталом, организации общественных работ. Был принят ряд новых законов; фермерам предоставлялись государственные субсидии. Все эти меры преследовали двоякую цель: преодолеть экономический кризис и одновременно укрепить общественную систему путем временного смягчения социальных противоречий. Таким образом, в итоге экономического кризиса 1929-1933 гг. центральная для институционализма идея государственного контроля над экономикой была и легализирована, и принята в качестве конкретных мер.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель