logo search
ochen_kratky_konspekt_ekonomika

Тема 5. Теория потребления

Общие черты в оценке полезности потребителями

Потреблениеиспользование благ в целях удовлетворения потребностей.

Рациональный потребительсубъект, максимально удов­летворяющий Потребности за счет полезных свойств экономи­ческих благ при ограниченном доходе и ценах.

Доход потребителя поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта.

источники доходов: трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство;

виды доходов: заработная плата; дивиденды, проценты; пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства.

Полезность (Uutility)получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.

Максимизация полезности потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.

Общая полезность (TU) полезность всех составных частей бла­га, которое получают люди от потребления товаров и услуг.

Предельная полезность (MU –marginal utility) прирост общей полезности за счет потребления каждой дополнительной единицы блага.

Закон убывающей предельной полезности — по мере увеличения потреб­ления блага общая полезность возрастает, а предельная полез­ность снижается.

Подходы к оценке полезности набора благ и равновесия потребителя

Равновесие потребителя ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в аб­страктных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потреб­ляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны.

Mua /Pa = Mun / Pn

порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их пред­почтения. Он приобретает набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех дос­тупных ему кривых безразличия.

Кривая безразличия по­требителя — один из инст­рументов анализа потреби­тельского спроса.

Количество товара Х

Рис. Кривая безразличия потребителя

Свойства кривых безразличия

• через любую точку на графике можно провести кривую без­различия;

• никогда не пересекаются (доказывается методом от против­ного);

• несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потреблен­ных благ (рис);

• имеют отрицательную направленность — увеличение потреб­ления количества одного товара при сохранении общей полезности, ведет к умень­шению количества другого товара, и наоборот;

• имеют вогнутый вид — связано с замещением одного блага другим.

Бюджетная линияразличные комбинации двух благ, ко­торые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах (рис).

На выбор потребителя влияют не только его предпочтения, но и его доход, цены на товары. Потребитель может предпочи­тать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не должны превышать сум­мы денег, находящейся в распоряжении потребителя.

Рис. Карта кривых безразличия с бюджетной линией

Положение бюджетной линии на рисунке показывает, что потребитель может позволить себе сочетание продукта Х и У в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия U1,. Если бюджетная линия касается кривой в точке М, то при данных условиях это — наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммар­ную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой U2 для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.

Точки же на кривых, лежащих ниже и1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохо­да потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары х и у.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спро­сом на него объясняется тремя причинами:

Эффект дохода — Чтобы понять эффект дохода, необхо­димо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то ко­личество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход нахо­дится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара па­дает, то при том же номинальном доходе потребитель мо­жет приобрести больше товара, спрос возрастает. И наобо­рот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

Эффект замещенияизменение величины спроса на то­вар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

Закон убывающей предельной полезности. По­скольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Суверенитет потребителявозможность потребителя вли­ять на производство, ассортимент товаров через спрос.