logo search
IEU_nov_zel_uch

3.1. Экономическая мысль Древней Греции

Расцвет древнегреческой экономической мысли приходится на IV-III вв. до н.э. Этот период характеризуется кризисом сложившейся к тому времени полисной системы. Полисы - города-государства - это особая форма социально-экономической и политической организации античного общества, где коллективу свободных граждан противостоят рабы, а также чужеземцы (метеки). Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов. В экономике преобладало мелкое и среднее (парцеллярное) земледелие и землепользование, и мелкое ремесленное производство в городах. Потребности населения в основном удовлетворялись за счет собственного производства. Возникший товарообмен между ремеслом и земледелием не мог вовлечь значительных объемов продукции, большая часть которой потреблялась внутри хозяйства. Античные социумы в это время обнаруживают весьма резкую границу между товарныминетоварнымсекторами хозяйства. Поскольку экономическая устойчивость в представлении общественных деятелей и ученых связывалась с самообеспечением полиса, характерным былокритическое отношениек развитию товарного производства, особенно крупного.

В условиях кризиса полисной системы, особенно актуальными были вопросы, связанные с определением направления экономического развития, исследованием преимуществ и недостатков натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, поиском эффективной формы организации хозяйства. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н.э.) - представитель аристократических кругов афинского полиса. Занимался сельским хозяйством и литературным трудом, философ, ученик Сократа.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в его сочинении «Ойкономикос» («Домострой» или «О домашнем хозяйстве»). Работа написана в принятой тогда форме беседы Сократа и рабовладельца Критобула и фактически представляет собой руководство для ведения рабовладельческого (домашнего, индивидуального) хозяйства.

Благодаря названию этой работы впервые в научном обороте появился термин экономика(ойкономикос (греч.) представляет сочетание слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон), т.е. наука о ведении домашнего (индивидуального) хозяйства. Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства. Таким образом, в общей сумме человеческих знаний выделялся особый предмет исследований. Его смысл в дальнейшем будет меняться, но общее направление, заданное Ксенофонтом, сохранится в течение веков.

Ксенофонт писал, что «экономия» (экономика) – это наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Богатство— это изобилиеполезных вещей. Источником богатства и основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он определял как наиболее достойный вид деятельности. Ксенофонт восхвалял сельское хозяйство: земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считая их занятием, пригодным для рабов. Не включалась в разряд достойной деятельности свободного грека и торговля. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. По его мнению, разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение. «Домострой» содержит многочисленные советы рабовладельцам по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, применяя в их отношении суровые меры. Физический труд рассматривал как удел для рабов.

Ксенофонт одним из первых уделил внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и важное условие производства полезных вещей. Он впервые указал на взаимосвязь между разделением труда и размерами рынка. По его мнению, от объема рынка зависело возникновение разнообразных профессий.

Ксенофонт, прежде всего, идеолог натурального хозяйства. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в производстве потребительных стоимостей. Вместе с тем, Ксенофонт считал полезным для хозяйства развитие торговлииденежного обращения. В них он видел один из источников обогащения, советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги в качестве средства обращения и накопления сокровищ, осуждая ростовщичество.

В «Домострое» наблюдаются также элементы анализа процесса ценообразования. Всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность к обмену (меновая стоимость). «Ценность есть нечто хорошее», которое зависит от полезности вещей, умения пользоваться ими. Тем самым в понимание ценности привносится субъективный момент. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Значительное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает Платон (428-347 гг. до н.э.). Платон происходил из семьи афинской землевладельческой знати, ученый, философ. Он создал философскую систему объективного идеализма и свою философскую школу (Академию) в Афинах. Им написано много работ философского и социально-политического содержания. Проблемы экономического характера рассматривались им в сочинениях «Государство» и «Законы». В этих работах Платон создает проект новогоидеального государства, наделяя егоутопическими чертами.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда. В нем он виделосновной принцип построения государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой человека. Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будетспециализироватьсяна том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

Платон впервые высказал мысль о неизбежности деления населения государства (города) на две части: богатых и бедных. Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Это и будет справедливо. Деление на свободных и рабов Платон тоже толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) черни, состоящей из земледельцев, ремесленников, торговцев. Рабы не включаются ни в одно сословие и являются говорящим орудием труда. Первые два сословия не имеют право обладать какой-либо собственностью, а их потребление должно носить коллективный характер. Собственность разрешается иметь только черни. В более поздней работе «Законы» собственность все же допускалась. Но она не должна была превышать четырехкратную стоимость земельных наделов, которыми в равной степени наделялись граждане.

Деньгиу Платона должны выполнять лишь функцию средства обращения и обслуживать обмен. Необходимость обмена связывалась с естественным разделением труда. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Допускалась мелкая торговля. Однако, в целом, к торговле, особенно крупной, и к торговой прибыли Платон относился крайне отрицательно. Занятие торговлей для свободного грека он считал недостойным.

Платон категорически осуждал ссудные операциии требовал ограничениякупеческойприбылинормированием цен. Купцы вместе с ремесленниками и рабами должны были в идеальном государстве Платона обеспечивать удовлетворение потребностей первых двух сословий, т.е. создавался некий «аристократический коммунизм».

Провозглашая государство верховным собственником земли, которое распределяет наделы, обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарно-денежные отношения, Платон фактически воспроизводит архаические порядки олигархической Спарты и идеализирует натуральное хозяйство. Его экономические взгляды неотделимы от созданной им философской системы.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель - ученик Платона и участник его Академии, занимался педагогической и научной деятельностью. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. В 355 году он возвращается в Афины и основывает свою философскую школу (Лицей). Творчество Аристотеля весьма обширно и касается различных отраслей знаний. Экономические вопросы затрагивались им в работах «Никомахова этика», «Афинская политика», «Политика». В этих работах Аристотель впервые попытался систематизировать представления о закономерностях хозяйственного развития полиса. Он стремился найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов. В первую очередь - это сохранение натурального рабовладельческого хозяйства. Деление людей на рабов и свободных воспринималось Аристотелем как естественное. Свобода – это привилегия эллинов. Рабы - особый вид говорящих орудий труда. Рабовладельцы заняты управлением, т.к. рабы не могут руководить. В целях взаимного самосохранения действует общий закон природы - господство и подчинение. Физический труд делает даже свободного человека подобным рабу. Назначение гражданина, по мнению Аристотеля, заключается в развитии собственного интеллекта и участии в государственной жизни, вся физическая работа выполняется рабами. Труд рабов - основной источник увеличения богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию»- хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику» - хозяйство с целью обогащения. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это деятельность в рамках натурального хозяйства, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Понятие хрематистика (по-гречески «хремата» - деньги) означает искусство «делать деньги», это деятельность в сфере обращения, функционирования торгового и ростовщического капитала. Соответственно этим видам деятельности Аристотель установил два вида богатстваестественное, как совокупность потребительских стоимостей и неестественное, как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю (то есть «экономику») и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства (денежное богатство) Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику - деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Деньги, по мнению Аристотеля, - это «вещь вполнеусловная». Происхождение денег связывалось сразвитием обмена. Аристотель доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки металла, и стали обслуживать обмен. В результате «по общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная», т.е.созданная людьмивещь для удобства торговли. Аристотель фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной.

Аристотель выступал поборником натурального хозяйства и в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение (пропорция) обмена двух товаров? Почему «два ложа обмениваются на одну колесницу»? Что стоит за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. Соизмерениетоварных ценностей осуществляется искусственным приемом, с помощью денег. Но Аристотель понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относится друг к другу как соизмеримые величины. Аристотель видит в обмене уравнение товарных стоимостей (ценностей) и упорно ищет некую общую абстрактную основу этого уравнения. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости. Это обращение к сущности явлений стало проявлением высокого уровня теоретического анализа и послужило исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.