Раздел 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Предпосылки возникновения, предмет и метод институционального направления экономической науки.
2. Основные течения на первом этапе институционализма – 20-30-е гг. XX в.
3. Второй этап развития институционализма – 1940-60-е гг.
4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм.
1. Предпосылки возникновения, предмет и метод
институционального направления экономической науки
В начале XXвека в экономической науке сформировалось качественно новое направление экономической мысли - социально-институциональное, илиинституционализм. Сам термин основан на понятиях «институция» (от лат.institutio), то есть обычай, заведенный порядок и «институт» (от лат.institutum), то есть порядок, закрепленный в форме закона или учреждения. К понятию институты относятся:
1) общественные институты, то есть семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция, правовые нормы, законы и др.;
2) общественная психология, то есть мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки. Формой проявления общественной психологии являются и экономические категории: частная собственность, налоги, кредит, прибыль, торговля и др.Система институтов в их совокупности образует определенный тип цивилизации.
Институционализм вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавшихшколэкономической теории, прежде всего основанные на математике маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).
В то же время, институционализм возник как альтернатива неоклассической экономики. М. Блауг, пытаясь определить суть институционализма, выделяет три черты, относящиеся к области его методологии. Это, во-первых, неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике. Во-вторых, стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущество междисциплинарного подхода». В-третьих, недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.
Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. Онисвязывают развитие экономики с изменением правовых, социальных, технических, этических институтов общества: государства, профсоюзов, частной собственности, конкуренции, технического прогресса, семьи, обычаев, психологии и др. Важное место занимает проблема преобразования современного общества под влиянием научно-технического прогресса, переход от индустриального общества к постиндустриальному (то есть информационному), преодоление социальных противоречий рыночной экономики.
Институциональное направление явилось своеобразной реакцией на неспособность неоклассицизма решить задачу научного анализа происходивших в то время сдвигов в экономике капитализма. Неоклассическая концепция, с точки зрения институционалистов, явно идеализирует действительность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную функцию. Институциональный анализ более полно оценивает реальность. Он исходит из того, что современное общество - отнюдь не совершенно, люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Институционалисты склонны рассматривать проблемы экономической науки, принимая во внимание все аспекты общественной жизни, а также культурные и исторические предпосылки, не входящие в круг экономических явлений. Экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а личность, обладающая множеством характеристик. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путяхмеждисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.
Таким образом, теоретики институционального направления рассматривали экономику во взаимосвязи со всеми социально-экономическими явлениями. Отсюда следовало, что действия людей в экономике более сложны и неоднородны, чем в «чистой» экономике маржиналистов, и что к экономике следует подходить исторически, воспринимая ее как постоянный процесс социально-экономических изменений. Кроме того, институционалисты рассматривали экономику не с индивидуалистической, а с общественной точки зрения, и в связи с этим делали вывод о том, что государство, выступая от лица общества, может и должно вмешиваться в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов.
Институциональное направление начало зарождаться в конце XIXвека в США и окончательно оформилось как самостоятельное течение в 20-30-е годыXXвека. Этому способствовал рост в американском обществе реформистских настроений и требований антимонопольной и социальной политики государства. В общенаучном плане формированию институционализма способствовало то, что США стали в началеXXв. одним из центров развития социологии. В самом концеXIXв. появились работы первых американских институционалистов, хотя термин «институционализм» был введен только в 1918 г. Институционализм прошел в своем развитии три этапа:
Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Клер Митчелл.
Второй этап – 40-60-е гг. XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения. Известным представителем этого периода является Джон Моррис Кларк (1884-1963), сын Джона Бейтса Кларка. Он выпустил книгу «Экономические институты и благосостояние людей». Второй представитель - Адольф Берль (1895-1971), опубликовавший работы «Власть без собственности» и «Капиталистическая революция XX столетия». Третьим представителем является Гардинер Минз (1896-1988). Он написал серию статей, в которых показал рост числа акционеров и процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции.
Представители этого этапа, изучая демографические проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, сосредоточили свое внимание, во-первых, на констатации социально- экономических противоречий капитализма и, во-вторых, на формулировке и выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского «нового курса».
Третий этапразвития институционализма 70-90-е годы XX века. Он вошел в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями являются американские экономисты А. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлбронер, Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1991 г. за «Исследования по проблемам трансакционных издержек и прав собственности», Дж. Бьюкенен, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1986 г. за «Анализ финансовой политики», а также шведский экономист Г. Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. за «Исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и структурных процессов». Отдельные идеи встречаются у У. Ростоу, Дж. Робинсон и др.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель