logo search
Мировая Экономика (Лекции)

Рф в мэо.

Современные положения и перспективы:

  1. Внешняя торговля и положение РФ в системе экономических связей.

  2. Торговля РФ со странами СНГ.

  3. Регулирование внешней торговли.

  4. Иностранные инвестиции.

  5. РФ и ВТО

  1. Данные внешней торговли, показывающие участие РФ в системе МРТ, свидетельствует о том, что страна занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Обеспечивая в 95 году поступления товаров на мировой рынок =77.8 млрд. $, РФ обладала менее, чем 2% мирового экспорта. Нас опередили: Швейцария, Нидерланды, …, РФ только на 17 месте. Такое положение отражает низкий уровень вовлеченности РФ в мировой товарооборот. Динамика развития внешнего товарооборота с 90-ого года свидетельствует о наличие 2-х фаз:

1-сначала – падение, связанное с разрывом хозяйственных связей после распада СССР.

2-С 1992 года - рост товарооборота, который к 95-ому году увеличился на 40%.

Другим отличительным моментом является наличие стабильного, положительного торгового сальдо. С 91 года сальдо растет. К 95 году = 20 млрд. $ - это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствование системы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), регулирование доступа российских товаров на внешние рынки.

Важными предпосылками стали: мировой экономический подъем после длительного спада (90-93), когда под воздействием спроса произошел рост потребления российского экспорта (сырье). Относительно низкие темпы роста импорта – уменьшение государственных расходов на централизованные закупки и ужесточение таможенных и налоговых систем, сказалось ограничение внешних заимствований и отмена бюджетного датирования импорта.

Наличие в последние годы активного торгового баланса способствовало быстрому наполнению валютных запасов России.

Географическое распространение внешней торговли свидетельствует о расширении связи с развитыми странами (Европа, США), доля которых постоянно растет.

Традиционно главным партнером являлась Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством товаров: автомобили, видео, бытовая техника при сравнительно низких ценах и территориальной близости, немаловажным фактором является установившиеся традиционные связей с российскими фирмами, сохранившиеся со старых времен, + устойчивое, до недавнего времени, положение DM.

Другие партнеры - Англия, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай. Бывшие социалистические страны, попытавшиеся в начале 90-х переориентировать связи на запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», они начали стремиться использовать производственные и технические связи, близость и знание российского рынка, образование и знание русского языка. Активно развивали в последующие годы связи: Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария.

Торговля с этими странами дает возможность прогнозировать стабильное поддержание товарооборота в торговле со странами СНГ; постепенное снижение товарооборота связано с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированные поставки в пользу России, нехватка валютных средств у страны.

Товарная структура РФ внешней торговли (ВТ) практически не меняется (как и перечень товаров, обеспечивающий валовую выручку)

Экспорт - 4000 отечественных видов продукции. Список товаров, на которые приходится большая часть валютной выручки (не более 10 позиций): нефть, газ, лес, алмазы, цветные металлы.

На долю ТЭК = 50%

Черные и цветные мет.=20-25%

Поставки машин и оборудования = 5-7%

Особенностью РФ экспорта является поставки вооружения в развивающиеся страны + новые индустриальные страны Азии (Сингапур, Малайзия, Тайвань).

За последние годы экспорт вооружения значительно вырос.

Импорт: основная статья – машиностроение = 40%, продовольствие и сырье для его производства = 20-30%, хим. Товары = 10%, легкая промышленность = 10-16%. В статистических отчетностях нет информации о движении товаров, привозимых физ. лицами – челноки, которые осуществляют в Россию поставку электробытовых приборов, автомобилей, ширпотреба из близлежащих стран = 8-10 млрд. $.

Сохранение положительного торгового сальдо является важным фактором, позволяющим стабилизировать положение РФ в системе международных валютно-финансовых связей страны. На 98 год: внешний долг 124 млрд. $. Долг в пользу России -110 млрд. $. Проблема в качественных различиях двух сумм: нам должны страны, которым мы поставляли вооружение.

Получение этого долга маловероятно в краткосрочном плане (нет условий для оплачивания долгов). Россия вынуждена считаться с решениями, принятыми в рамках переговоров Парижского клуба кредиторов, о том, что 2/3 долга может быть списано. Остальное - товарами определенной номенклатуры. Иное положение с Российским долгом: состоит из кредитов, представленных развитыми странами в СКВ. Из 124 млрд.: 104 - долги СССР, 17 - России (после 92 года). Рост долга (причины): 1-невыплаты % по долгу СССР, 2- рост долга в связи с займами. Основная масса долга - банковские кредиты до 95 года.

Россия добилась согласия на реструктуризацию долга. Лондонский клуб сбросил 10 млрд. $. Россия получила право на 25-ти летнюю реструктуризацию долга (с 2020, расширение программы дополнительного финансирования России). МВФ принял решение о возобновлении выплат в счет 10 млрд. кредита(3 года) => стабилизация РФ валюты.

2. Внешнеэкономические связи РФ со странами, из бывшего СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, выраженной в превышении экономических поставок из России, по сравнению с имеющимися поставками из стран СНГ. Это означает, что часть создаваемого НД РФ передается на нужды других республик.

РФ поставляет в страны СНГ: энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые ниже мировых. Даже в этом случае сохраняется необходимость кредитовая стран СНГ со стороны РФ для покупки сырья и др. товаров. Официальные данные о внешней торговле РФ со странами СНГ:

1994 (млн. $)

1995

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Азербайджан

175

141

86

107

Туркменистан

112

60

93

61

Армения

154

53

127

75

Украина

6701

4404

6698

6617

Приведенные данные носят приблизительный характер, т.к. большинство поставок – по внутренним ценам (при пересчете по текущему рыночному курсу рубля).

Факторы, искажающие картину: контрабанда товаров (прозрачность границ). Отдельные проверки показали, что стоимость стратегически важных товаров только за сентябрь (95г.) составила 4,6 млрд. руб. Затем отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий. Несбалансированная торговля – это не «подарки» РФ странам СНГ, т.к. большинство предприятий создавались в качестве единого народно-хозяйственного комплекса СССР, рассчитанные на функционирование в кооперации со смежными предприятиями на территории др. республик. До 93 года – это был особый сектор внешней торговли, с собственными внутренними ценами. Введение общероссийских норм и правил происходило постепенно: двусторонние соглашения между странами (92-93). Характерно доминирование вертикальных связей. Из-за роста числа двусторонних соглашений складывается модель типа «ромашка» с центром в Москве, однотипные договора.

Новым этапом развития стало подписанное 04.94 и вступившее в силу соглашение о создании зоны свободной торговли, которое ознаменовало переход от односторонних к многосторонним соглашениям. Для всех этих торговых соглашений характерно:

1-Импортный режим:

2-Экспортный режим:

Импортно-экспортные операции по поставке важных видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимовыгодной основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений. Расчеты между хозяйствующими субъектами за поставки товаров осуществляются по договорным ценам, а по стратегическим применяются цены без договора, ориентированные на мировые с ежеквартальным уточнением и с пересчетом на национальную валюту.

Следующий шаг в попытках воссоздания нормальной экономической среды в странах-членах СНГ можно считать подписанное в 01.99 соглашение о «Тройственном таможенном союзе» (Казахстан, Белоруссия, РФ). Договор об углублении интеграции предусматривает свободное перемещение капиталов, товаров и услуг, образование таможенного и транспортно-энергетического союза. Предусматривается:

  1. отмена количественных ограничений во внешней торговле.

  2. создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам.

  3. могут присоединиться другие страны СНГ (Киргизия).

Наиболее важно для интеграционного процесса: 04.94 соглашение о глубоком интегрировании политических и экономических отношений РФ и Беларуси.

3. До начала 90-х годов, когда РФ была одной из республик СССР регулирование внешней торговли носила жестко централизованный характер. Распределение ресурсов определялось потребителями народного хозяйства. Импорт – получение недостающих товаров. Экспорт – получение валюты для оплаты услуг.

Лекция 5 (07.03.02)

Иностранные инвестиции в России

Потенциально Российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора: емкость рынка, дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции и возможность беспрепятственно инвестировать в различные отрасли. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет больших инвесторов не спешить осуществлять крупные инвестиции (однако, они есть). На начало 1995 года в России было зарегистрировано 13300 предприятий с иностранными инвестициями, число рабочих 300 тыс. человек. В Эстонии на этот период было зарегистрировано 14000 предприятий с иностранными инвестициями. Основная масса инвестиций приходится на предприятия ТЭК, которые являются наиболее привлекательными в связи с быстрым вложением капитала (видимо имелась в виду быстрая отдача). Что касается других отраслей, то среди них наибольшую привлекательность имеют торговля, строительство, пищевая промышленность, деревообработка, драгметаллы. На долю всех остальных предприятий приходится 30% всех инвестиций.

Данные на 1995 год - Отраслевая структура иностранных инвестиций.

ТЭК

49,5%

Торговля (общепит)

9,8%

Строительство

5,6%

Деревообработка

4,7%

Машиностроение

4,1%

Прочее

26,8%

Следует заметить, что существующая отчетность дает неточную картину, отражающую реальное положение дел. Причина в том, что большинство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр деятельности, стремясь диверсифицировать ее и минимизировать риск, в связи с ухудшением инвестиционного климата. Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создаваемых компаниями. В ТЭК фактически действуют несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии, в подавляющем большинстве других отраслей функционируют мелкие компании, в которых уставной фонд менее нескольких десятков тысяч долларов. При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и стабильный средний слой предпринимателей, являющихся основой рыночной экономики развитых стран.

(отступление: акционерная экономика - 70% населения акционеры, т.е. необходим фондовый рынок; в России его нет, и соответственно экономика не является акционерной)

Неравномерным является распределение инвестиций по регионам. Подавляющая масса сосредоточена на наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой, квалифицированными кадрами (Москва, Петербург, Красноярск),( наименьшие инвестиции в Кавказском регионе). Существующий объем иностранных инвестиций оценивается как явно неудовлетворительный. По оценкам экспертов реальных потребностей и возможностей Россия могла бы осваивать как минимум 12 млрд. долларов в год (в идеале 40-50 млрд.)

В 1995 году объем вложенных средств = 6 млрд. Например, в Китае 100 млрд. накопленных инвестиций. Приток инвестиций в Россию в 1992 году составил 1,5 млрд.; в 1993 - 1, 3; в 1994 - 1 млрд.; в 1995 - 2 млрд. Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов с его большими сырьевыми ресурсами явно уступает отрицательным факторам - социально-экономическая нестабильность. Журнал “Economist” оценивает риск в России в 90%, по сравнению с 30-40% для большинства Европейских стран. В число негативных факторов входят: неразвитость страхования инвестиций, приватизация не ориентирована на привлечение капитала, система налогов и тарифов фискально-ориентированная, плохая система транспорта, низкая культура ведения бизнеса, коррупция в госструктурах, организованная преступность.

Особое внимание заслуживает проблема разработки законодательной(правовой) базы инвестиционного регулирования. Исторически нормативно-правовое регулирование с целью привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.

Первоначально в 1987-99 года, нормативными документами (еще с СССР) было разрешено осуществление иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49% акций. Эти предприятия признавались юридическими лицами советского права с определенными льготами (таможенными и налоговыми и валютными).

Распад СССР поставил вопрос о разработке национального российского законодательства. Основу составил закон об иностранных инвестициях в СССР, он закрепляет для иностранных инвесторах национальный ????? Важное место занимают различные гарантии, которые должны обеспечить стабильность, неприкосновенность инвестиций, защиту прав инвестора, свободу передвижения капитала. Законодательство предусматривает определенный ряд льгот в частности по налогообложению ввозимого имущества для вложения в уставной фонд и собственного материального производства. Вводят дополнительные льготы в связи с созданием свободных экономических зон, которые могут служить анклавами для привлечения иностранного капитала. Уже в 1990 году 11 регионов были объявлены свободными экономическими зонами, во всех были утверждены законодательно положения, касающиеся налогового обложения и финансирования. Впоследствии, проводя единую политику для всех предприятий, Россия отменила льготный режим для иностранных предприятий. Для улучшения инвестиционного климата в России было принято несколько законов, которые должны были улучшить положение крупных компаний, действующих в сфере нефтедобычи. Однако, серьезных изменений это не принесло. В последний период наблюдается некоторая тенденция улучшения и стабилизации. Начиная с июля 1994 года, когда было заключено соглашение с ЕС о партнерстве и сотрудничестве, начинается новый этап во взаимодействии России с ведущим центром экономического развития. Начиная с 1995 года получены новые кредиты от МВФ и МБРР. В 1994 году большая семерка взяла на себя обязательство осуществить меры по поддержке и развитии мелкого и среднего предпринимательства в России (был создан специальный фонд). Некоторые инвестиционные компании (США) выразили намерение распространить свою деятельность в Россию.

Россия и ВТО

Приведение внешнеторгового экономического законодательства России в соответствие с нормами международной практики является важным элементом системы вхождения России в МГРТ. После окончания Второй Мировой войны Советский Союз участвовал в создании организации, которая могла заложить фундамент мировой торговли. Но из-за позиции советского руководства того периода среди участников созданного генерального соглашения о тарифах и торговле (ГААТ) оно не состоялось. Причина заключалась в принципиальной несовместимости принципов рыночного либерализма, на которых базировался ГААТ с системой плановой экономики СССР. Критическое отношение СССР к ГААТ преобладало до начала перестройки и лишь в 90-м году бывший СССР подал заявление о статусе наблюдателя и получило его. В 1992 году этот статус перешел к РФ. В 1993 году было принято решение о вхождении в ВТО - наследница ГААТ. С этого времени начался длительный процесс переговоров. С технической точки зрения присоединение России к ВТО предполагало подготовку большого доклада, характеризующего российский торгово-промышленный режим. О тщательности проработки этой системы говорит тот факт, что после подачи заявления Россия получила около 500 дополнительных вопросов, которые охватывают проблемы политики большой группы государственных ведомств. Вопросы в основном касались государственной поддержки экономики, аграрной политики, государственных торговых предприятий, технических барьеров и в особенности интеграции стран СНГ. Целью такой длительной процедуры является нахождение баланса между национальными экономическими интересами потенциального участника мировой организации и жесткими требованиями мирового рынка, связанных с либерализацией внешних экономических связей. Россия ставит задачу не только получение равных прав на мировом рынке, но и либерализацию системы защиты национальной экономики. ВТО допускает достаточно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимно сбалансированность. Так, например, в области импорта товаров сельскохозяйственного производства в развитых странах действует широкая система компенсационных сборов и лицензирования. Ожидаемая тарификация льгот показывает, что в странах Западной Европы уровень защиты сельского хозяйства адекватен 200-300% таможенной пошлины. С другой стороны Россия является, чуть ли, не единственной страной в мире, где нет количественного ограничения импорта (в т.ч. сельскохозяйственной продукции). В более широком плане вступление России в ВТО должно обеспечить протекционизм и стабилизацию. Также вступление в ВТО необходимо, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. ВТО - крупнейшая организация, объединяющая все развитые страны. По состоянию на 1 января 1999 года в ВТО входил 129 стран, которые производили около 90% мирового товаровоборота, из крупных стран только России и Китая не было в списке. И около 25 более мелких государств ведут переговоры о вступлении в ВТО. Вступление в ВТО должно обеспечить повышение правого сознания правительственных органов. До сих пор российским руководством не осознаны задачи, ограничения и последствия вступления в ВТО. Осторожно к этой проблеме относятся региональные руководители, опасающиеся внешнеторговой конкуренции.

По началу ВТО регулировало только таможенное налогообложение. Сейчас ситуация меняется: в сферу решения включаются вопросы инвестирования, государственных закупок, налогообложения, государственных стандартов (то что касается внешней торговли). При разработке этих положений на международном уровне Россия обязана считаться с установленными правилами и координировать свою политику с международной практикой.

Сейчас от отсутствия доступа на международный рынок Россия теряет около 1 млрд. дол. Глобальной задачей переговоров является выработка некого баланса прав и обязательств России и членов ВТО. Находясь вне правого пространства этой организации любая страна является аутсайдером мировой торговли. Для России - это путь решения проблем торговли цивилизованным методом

Выводы. По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи Россия занимает скромное место в конце второй десятки. Сырьевая направленность экспорта и большой импорт машиностроения продуктов свидетельствует о проблемах во внешнем регулировании. Особое место занимают отношения со странами СНГ. С целью сохранить связи с этими странами Россия предпринимает усилия по налаживанию связей с такими странами как Казахстан, Киргизстан, Белоруссия и др. Обладая положительным торговым сальдо удалось переломить негативную тенденцию падения величины внешнеторгового оборота, стабилизировать национальную валюту. Привлечение иностранных инвестиций находится на начальном уровне. Низкий уровень капиталовложений, достигающий по некоторым подсчетам 4,6 млрд. дол ,объясняется малой привлекательностью политического климата, высоких налогов. Исправление сложной политической обстановки в некотором роде связано со вступлением России в ВТО, т.к. эта организация осуществляет контроль за странами-участницами в международных сферах экспорта, импорта, внешнеторгового баланса, иностранных инвестиций, вывоза капитала.

  1. Происхождение понятия "ИНВЕСТИЦИЯ"

Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.