7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
Механизм ценообразования – совокупность общих принципов, методов и правил установления цены, которые должны быть едиными и адекватными рыночной экономике. Поэтому под механизмом ценообразования понимается сочетание инструментов государственного вмешательства в экономику с элементами ценового саморегулирования в целях стабилизации экономики и обеспечения экономического роста. Механизм ценообразования схематически представлен на рис. 7.1. Сущность государственного вмешательства в ценообразование заключается в использовании различных рычагов воздействия на цены для решения определенных задач экономики. Рыночное саморегулирование базируется на действии объективных законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции. От правильного сочетания рычагов государственного вмешательства и саморегулирования в цены во многом зависит эффективность ценового механизма.
Как уже отмечалось выше, в основе механизма ценообразования лежит совокупность общих принципов.
Основное содержание принципов ценообразования в национальной экономике разработаны и определены Концепцией ценообразования в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров РБ № 799 от 20.07.2005 г. и Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» в редакции от 31.12.2005 г. На основании данных документов можно сформулировать следующие принципы ценообразования в республике:
Принцип научного обоснования цен состоит в том, что ценообразование должно базироваться на объективных экономических законах развития общества. Познание и использование данных законов позволяет субъектам хозяйствования организовать более эффективное производство товаров и услуг. Основными законами ценообразования является закон стоимости и закон спроса и предложения. Кроме этого принцип научного обоснования цен означает глубокое знание ценообразующих факторов, рыночной конъюнктуры, тенденций развития экономики. Кроме этого, при установлении цен необходимо использовать не только теоретические наработки в области ценообразования, но и практический опыт развитых стран, разнообразие методических и логических приемов.
Принцип целевой направленности цен предполагает определенную ориентацию ценообразования на решение приоритетных экономических и социальных проблем. Поскольку основной целью национальной экономики выступает ее социальная направленность, постольку ценообразование должно быть подчинено социальной защите населения и росту его благосостояния. В целях поддержания экономического роста национальной экономики целесообразным является использование приоритетного ценообразования, т.е. направленного на реализацию конкретных задач.
Принцип сочетания свободных и регулируемых цен предполагает необходимость государственного вмешательства в ценообразование, которое в республике Беларусь определено Законом «О ценообразовании».
Принцип непрерывности ценообразования и контроля цен означает постоянный процесс совершенствования ценообразования. Данный процесс носит динамичный характер и цены должны отвечать повседневным требованиям экономики. Цель – контроль за правильностью использования действующего законодательства в области ценообразования и установленных нормативов регулированных цен, а также устранение монополии и монопсонии на рынках средств производства и предметов потребления. Немаловажным в условия рыночной экономики является борьба с коррумпированностью и спекулятивным характером ценообразования.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание