logo search
В редакцию 2 вариант

7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен

Движение товара от производителя к потребителю опосредуется торговлей, от которой во многом зависит скорость оборота капитала, а значит и эффективность производства. Торговые предприятия, являясь организацией специфического вида деятельности, в своей ценовой политике должны учитывать особенности сферы обращения. Сущность данных особенностей состоит в том, что цены торговых услуг определяются с учетом спроса, условий конкуренции и государственного регулирования ценообразования. Уровень цен во многом зависит от качества обслуживания покупателей, реакции на изменение рыночной конъюнктуры и осуществления маркетинговых мероприятий. Цена торговых предприятий, по которой они приобретают продукцию у производителей и цена реализации ими продукции отличается величиной торговых наценок. Торговые наценки являются элементом розничной цены и представляют собой цену услуги за реализацию продукции оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями. В своем стоимостном выражении торговые наценки определяются на основе торговых надбавок или торговых скидок.

Торговые надбавки определяются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей НДС. Торговые скидки устанавливаются в процентах к розничной цене. Отличительной чертой торговых скидок является то, что они больше всего соответствуют рыночным отношениям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены – розничной цены, которая связана с конъюнктурой рынка, спросом и конкуренцией. Вместе с тем торговые надбавки и торговые скидки тесным образом связаны между собой и их величину можно выразить одну посредством другой, т.е. размер торговой надбавки можно определить исходя из размера торговой скидки и, наоборот:

ТН = ТС: (100 – ТС) х 100; ТС = ТН: (100 + ТН) х 100.

Торговые наценки выполняют важную функцию в рыночной экономике. От их величины зависит, с одной стороны, эффективность деятельности торговых предприятий, а с другой – покупательский спрос. Структура торговой наценки состоит из: издержек торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом; прибыли; налогов и неналоговых платежей; и отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Издержки обращения торговых предприятий включают следующие элементы: расходы на грузовые перевозки; оплату труда торговых работников; затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; амортизацию основных фондов; затраты на ремонт основных средств; расходы на хранение, сортировку и упаковку продукции; рекламу; потери товаров при перевозке; расходы на тару и др. Кроме этого в издержки обращения включаются отчисления на социальные нужды, налоги и неналоговые платежи.

Важную роль в торговых наценках играет прибыль, которая предназначена для развития материально-технической базы торговых предприятий, формирования средств на социальные нужды, уплаты налогов за счет прибыли и других расходов. Эффективность торговых предприятий определяется уровнем рентабельности, измеряемой отношением прибыли к цене реализации товара. Законодательством Республики Беларусь, кроме отдельных случаев, определен 30% уровень торговой надбавки. Необходимо отметить, что определение уровня торговой наценки является достаточно сложным процессом. Здесь важно соблюдать определенные условия. Во-первых, определить, что выгоднее использовать: надбавку или скидку. Во-вторых, какой уровень торговой наценки может принести более высокую прибыль торговой организации. Их высокий уровень может создать проблемы с реализацией продукции, а низкий – связан с получением низких объемов прибыли и убыточностью торговых организаций.

При расчете розничной цены кроме торговых надбавок необходимо учитывать также налог с продаж, ставки которого находятся в пределах от 5 до 15 %. На отдельные товары налог с продаж отсутствует.

Торговые предприятия реализуют товары по оптовой или розничной цене. По оптовой цене продают продукцию предприятия-посредники или снабженческо-сбытовые организации предприятиям-покупателям для дальнейшей их реализации в розничной торговле. Цена торговых предприятий, реализуемых продукцию в розницу, в совокупности с налогами и неналоговыми платежами выступают в виде розничной цены. Поэтому розничная ценаэто цена конечного потребления и является ценой, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий.

В Республике Беларусь используется четыре модели розничной цены. Определяются они с помощью следующих формул:

Первая модель: ОЦ + ОН + ТН = РЦ; РЦ + НДС = РЦ с ндс;

Вторая модель: ОЦ +ОН + ТН = РЦ; РЦ + НДС + Нп = РЦ с Нп;

Третья модель: ОЦ + ТН = РЦ; РЦ + НДС = РЦ с ндс;

Четвертая модель: ОЦ +ТН = РЦ; РЦ + НДС + Нп = РЦ с Нп,

где ОЦ – отпускная цена без НДС производителя или импортера;

ОН – оптовая надбавка;

ТН – торговая надбавка;

Нп - налог с продаж.

Анализ моделей розничных цен свидетельствует о том, что налог на добавленную стоимость и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены.

На конкретном примере рассчитаем предельную розничную цену.

Пример 3. Отпускная цена товара без НДС составляет 300 руб., а НДС – 54 руб. Необходимо рассчитать предельную розничную цену в случае поступления этого товара в розничную торговую организацию, не относящейся к потребительской кооперации, по прямым связям и через оптовую базу, если облисполком установил предельный размер торговой надбавки в размере 25% без налога с продаж.

Решение.

1. Определим предельную розничную цену без учета НДС и с учетом НДС:

а) без НДС – 300 . 1,25 = 375 руб.;

б) с НДС – 375 .1,18=442,5 руб.

2. Рассчитаем цены при поставке через оптовую базу при делении надбавки поровну:

2.1. Отпускная цена с надбавкой 12,5 составит: 300 х 1,125 = 337,5 руб.

2.2. Определим отпускную цену с НДС: 337,5 х 1,18 = 398,25 руб.

2.3. Рассчитаем сумму торговой надбавки: 300 х 12,5: 100 = 37,5 руб.

2.4.Определим предельную розничную цену: 337,5 + 37,5 = 375 руб.

2.5. Рассчитаем предельную розничную цену с НДС: 375 х 1,18 = 442,5 руб.

Таким образом, одним из важнейших компонентов современной экономической политики выступает цена и ценообразование. Использование механизма ценообразования позволяет государству на различных уровнях решать основные экономические задачи в борьбе с инфляцией и бедностью, стабилизировать экономику и обеспечивать экономический рост в целях повышения материального благосостояния населения.