7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
Движение товара от производителя к потребителю опосредуется торговлей, от которой во многом зависит скорость оборота капитала, а значит и эффективность производства. Торговые предприятия, являясь организацией специфического вида деятельности, в своей ценовой политике должны учитывать особенности сферы обращения. Сущность данных особенностей состоит в том, что цены торговых услуг определяются с учетом спроса, условий конкуренции и государственного регулирования ценообразования. Уровень цен во многом зависит от качества обслуживания покупателей, реакции на изменение рыночной конъюнктуры и осуществления маркетинговых мероприятий. Цена торговых предприятий, по которой они приобретают продукцию у производителей и цена реализации ими продукции отличается величиной торговых наценок. Торговые наценки являются элементом розничной цены и представляют собой цену услуги за реализацию продукции оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями. В своем стоимостном выражении торговые наценки определяются на основе торговых надбавок или торговых скидок.
Торговые надбавки определяются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей НДС. Торговые скидки устанавливаются в процентах к розничной цене. Отличительной чертой торговых скидок является то, что они больше всего соответствуют рыночным отношениям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены – розничной цены, которая связана с конъюнктурой рынка, спросом и конкуренцией. Вместе с тем торговые надбавки и торговые скидки тесным образом связаны между собой и их величину можно выразить одну посредством другой, т.е. размер торговой надбавки можно определить исходя из размера торговой скидки и, наоборот:
ТН = ТС: (100 – ТС) х 100; ТС = ТН: (100 + ТН) х 100.
Торговые наценки выполняют важную функцию в рыночной экономике. От их величины зависит, с одной стороны, эффективность деятельности торговых предприятий, а с другой – покупательский спрос. Структура торговой наценки состоит из: издержек торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом; прибыли; налогов и неналоговых платежей; и отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Издержки обращения торговых предприятий включают следующие элементы: расходы на грузовые перевозки; оплату труда торговых работников; затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; амортизацию основных фондов; затраты на ремонт основных средств; расходы на хранение, сортировку и упаковку продукции; рекламу; потери товаров при перевозке; расходы на тару и др. Кроме этого в издержки обращения включаются отчисления на социальные нужды, налоги и неналоговые платежи.
Важную роль в торговых наценках играет прибыль, которая предназначена для развития материально-технической базы торговых предприятий, формирования средств на социальные нужды, уплаты налогов за счет прибыли и других расходов. Эффективность торговых предприятий определяется уровнем рентабельности, измеряемой отношением прибыли к цене реализации товара. Законодательством Республики Беларусь, кроме отдельных случаев, определен 30% уровень торговой надбавки. Необходимо отметить, что определение уровня торговой наценки является достаточно сложным процессом. Здесь важно соблюдать определенные условия. Во-первых, определить, что выгоднее использовать: надбавку или скидку. Во-вторых, какой уровень торговой наценки может принести более высокую прибыль торговой организации. Их высокий уровень может создать проблемы с реализацией продукции, а низкий – связан с получением низких объемов прибыли и убыточностью торговых организаций.
При расчете розничной цены кроме торговых надбавок необходимо учитывать также налог с продаж, ставки которого находятся в пределах от 5 до 15 %. На отдельные товары налог с продаж отсутствует.
Торговые предприятия реализуют товары по оптовой или розничной цене. По оптовой цене продают продукцию предприятия-посредники или снабженческо-сбытовые организации предприятиям-покупателям для дальнейшей их реализации в розничной торговле. Цена торговых предприятий, реализуемых продукцию в розницу, в совокупности с налогами и неналоговыми платежами выступают в виде розничной цены. Поэтому розничная цена – это цена конечного потребления и является ценой, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий.
В Республике Беларусь используется четыре модели розничной цены. Определяются они с помощью следующих формул:
Первая модель: ОЦ + ОН + ТН = РЦ; РЦ + НДС = РЦ с ндс;
Вторая модель: ОЦ +ОН + ТН = РЦ; РЦ + НДС + Нп = РЦ с Нп;
Третья модель: ОЦ + ТН = РЦ; РЦ + НДС = РЦ с ндс;
Четвертая модель: ОЦ +ТН = РЦ; РЦ + НДС + Нп = РЦ с Нп,
где ОЦ – отпускная цена без НДС производителя или импортера;
ОН – оптовая надбавка;
ТН – торговая надбавка;
Нп - налог с продаж.
Анализ моделей розничных цен свидетельствует о том, что налог на добавленную стоимость и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены.
На конкретном примере рассчитаем предельную розничную цену.
Пример 3. Отпускная цена товара без НДС составляет 300 руб., а НДС – 54 руб. Необходимо рассчитать предельную розничную цену в случае поступления этого товара в розничную торговую организацию, не относящейся к потребительской кооперации, по прямым связям и через оптовую базу, если облисполком установил предельный размер торговой надбавки в размере 25% без налога с продаж.
Решение.
1. Определим предельную розничную цену без учета НДС и с учетом НДС:
а) без НДС – 300 . 1,25 = 375 руб.;
б) с НДС – 375 .1,18=442,5 руб.
2. Рассчитаем цены при поставке через оптовую базу при делении надбавки поровну:
2.1. Отпускная цена с надбавкой 12,5 составит: 300 х 1,125 = 337,5 руб.
2.2. Определим отпускную цену с НДС: 337,5 х 1,18 = 398,25 руб.
2.3. Рассчитаем сумму торговой надбавки: 300 х 12,5: 100 = 37,5 руб.
2.4.Определим предельную розничную цену: 337,5 + 37,5 = 375 руб.
2.5. Рассчитаем предельную розничную цену с НДС: 375 х 1,18 = 442,5 руб.
Таким образом, одним из важнейших компонентов современной экономической политики выступает цена и ценообразование. Использование механизма ценообразования позволяет государству на различных уровнях решать основные экономические задачи в борьбе с инфляцией и бедностью, стабилизировать экономику и обеспечивать экономический рост в целях повышения материального благосостояния населения.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание