Экономическая политика государства и инвестиционный спад
Международный опыт показывает, что макроэкономические задачи государственного регулирования могут содержать значительные внутренние противоречия. Так, стабилизация цен в рамках антиинфляционных программ вызывает, как правило, уменьшение темпов экономического роста и спад инвестиционной активности, а решение проблемы инвестиций генерирует инфляционные процессы.
Экономическое регулирование должно носить многоцелевой характер, что предполагает сочетание в рамках комплекса осуществляемых государством разноплановых мер, направленных на достижение взаимно противоречащих друг другу целей, динамическую сбалансированность мероприятий, прогнозирование результатов и своевременное корректирующее воздействие с целью нейтрализации негативных последствий.
Между тем проводимая в ходе рыночных преобразований в России экономическая политика была ориентирована преимущественно на одну цель — стабилизацию цен. Следствием ее осуществления явились: экономический спад, пятикратное снижение объема инвестиций, ухудшение состояния производственного потенциала, возрастной структуры основных производственных фондов, усиление деформации производства, денежной массы, платежной системы, существование секторов экономики с резко различающимися уровнями доходности, нерешенность вопросов формирования доходной базы бюджета, накопление социальных проблем и т.д.
В основу политики экономического реформирования была положена монетаристская концепция экономического регулирования. В условиях высокой инфляции, сковывавшей механизмы рыночного саморегулирования, в качестве приоритетных конечных целей макроэкономического воздействия рассматривалось снижение темпов инфляции, в то время как инвестиции и производство принимались за вторичные, производные процессы, автоматически возобновляемые при создании благоприятной финансовой среды.
Такой подход определил выбор соответствующих приоритетов и в системе промежуточных целей, устанавливающих ориентиры в денежно-кредитной сфере: установление предельных темпов прироста денежной массы (агрегата М2) и предельных границ девальвации рубля по отношению к доллару (с 1995 г). С января по июль 1998 г. главным целевым ориентиром денежно-кредитной политики стал валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы (денежная масса и процентные ставки) формировалась исходя из задачи поддержания заданной динамики валютного курса.
Антиинфляционная политика дала определенные результаты, выразившиеся в постепенном уменьшении темпов инфляции. Согласно данным официальной статистики, среднемесячные темпы инфляции составили, %: в 1992 г. 31, в 1993 г. 21, в 1994 г. 10, в 1995 г. 7,5, в 1996 г. 1,9, в 1997 г. 0,9.
Однако на этой основе инвестиционный кризис преодолеть не удалось. Представления о самоактивизации инвестиционной деятельности как реакции на снижение темпов роста цен, уровня процентных ставок, доходности государственных ценных бумаг не оправдались. Более того, они оказались ошибочными и опасными, если учитывать весь комплекс негативных последствий и сложность задач по их нейтрализации. Если в недалеком прошлом многие экономисты полагали, что дезинфляция даст мощный импульс к оживлению в инвестиционной сфере, то впоследствии стало ясно, что снижение темпов инфляции не является необходимым и достаточным условием усиления инвестиционной деятельности, прежде всего в сфере материального производства.
Достижение низкой инфляции и устойчивости денежной единицы бесспорно является необходимой мерой стабилизации экономики, но в целом в основе оздоровления рыночных отношений должно лежать стимулирование производства, что предполагает учет при определении конечных целей взаимосвязанного комплекса экономических параметров, включающего объем произведенного продукта, инвестиций, занятости и т.д.
Следует также отметить, что эффективное использование показателя денежной массы в обращении как основного объекта рыночного регулирования достигается, как было показано ранее, при сформировавшемся рынке, развитой рыночной инфраструктуре, конкуренции, сбалансированном общественном воспроизводстве. Реальная ситуация в российской экономике кардинально отличалась от совокупности условий, предполагаемых монетаристской концепцией. Она характеризовалась значительными структурными диспропорциями, высоким уровнем монополизации, затрудняющим трансформацию экономики в конкурентно-рыночную структуру, незавершенностью приватизационных процессов, оттоком материальных и валютных средств за рубеж, экономической и социально-политической нестабильностью.
В результате использования антиинфляционных мер, преимущественно направленных против инфляции спроса, в российской экономике, где преобладали факторы инфляции издержек, сложился такой механизм замедления инфляционных процессов, когда снижение темпов роста цен достигается за счет инвестиционного спада. Это связано с тем, что возможности дезинфляции преимущественно методами денежно-кредитной рестрикции имеют свои пределы. Последние обусловлены реальными возможностями ограничения совокупного спроса, превышение которых ведет к блокированию инвестиционного процесса.
Нельзя не учитывать и того, что причины инфляции не были устранены. Открытая инфляция была переведена в иные формы, выразившиеся, в частности, в нарастании неплатежей, девальвации рубля, внутреннего и внешнего государственного долга, кредитов, полученных под гарантии Правительства РФ, и т.д.
Как показывает опыт стран, столкнувшихся с решением этой проблемы, и отечественный опыт последних лет, уровень инфляции выступает лишь одним из целостной системы взаимосвязанных показателей, характеризующих степень и комплексность финансовой стабилизации, в числе которых: состояние и структура денежной массы, соответствие денежных и материальных потоков, качество платежно-расчетной системы, устойчивость национальной валюты, состояние финансов на различных уровнях экономики, сбалансированность бюджета, размеры внутреннего и внешнего долга, эффективность налогообложения и др. В этих сферах позитивные сдвиги не были достигнуты. Напротив, происходило наращивание реального кризисного потенциала в различных формах.
Сжатие денежной массы (с 51,8% в 1991 г. до 13,0% в 1998 г.) определило вытеснение рубля из платежного оборота различными денежными суррогатами, ускоренный рост неплатежей и бартерных расчетов. Действенность денежно-кредитной политики существенно уменьшилась тем, что основная масса платежных средств в России (свыше 70%) существовала в форме, не поддающейся непосредственному воздействию инструментов денежно-кредитного регулирования (наличная национальная и иностранная валюты, денежные суррогаты и др.). Вытеснение реальных денег из обращения, национальной валюты из формы сбережений практически лишало экономику возможностей привлечения необходимых ресурсов.
Роль денег и сфера их действия существенно уменьшились. По существу, сложились два сегмента: в одном из них (бюджетные платежи, экспортно-импортные сделки, финансовый рынок, розничная торговля) функционировали в основном действительные деньги, в другой (реальный сектор) — преобладало использование денежных суррогатов и бартерных операций.
Искажение стоимостных показателей и оценок делало невозможным выявление действительных рыночных цен, а следовательно, реальных издержек, прибыли, базы налогообложения. Разработка бюджетной, налоговой, амортизационной политики велась без опоры на расчеты объема денежной массы. Характерной особенностью финансовой политики стала глубокая диспропорция денежной массы по секторам экономики. Российская экономика все в большей степени становилась долговой. Использование ГКО-ОФЗ в качестве источника финансирования дефицита бюджета без учета реальных возможностей обслуживания государственного долга обусловило формирование механизма оттока финансовых потоков из реального сектора экономики.
Размещая государственные ценные бумаги в основном на короткие сроки и устанавливая по ним беспрецедентно высокие процентные ставки, государство руководствовалось краткосрочными целями в ущерб целям стратегического характера. Высокая стоимость обслуживания государственного долга, сдерживая снижение процентных ставок, препятствовала активизации инвестиционной деятельности, развитию производства, а следовательно, вела к подрыву доходной базы бюджета. Рост государственного долга, использование все большей части доходов от очередных эмиссий ГКО-ОФЗ для покрытия расходов по обслуживанию прежних выпусков означали усиление нагрузки на бюджет.
По оценкам, прирост доходности ГКО всего на 1% обходился федеральному бюджету в 600 млн долл. С 1993 по 1998 г. за счет размещения государственных ценных бумаг было получено 32 млрд руб. реальных денег, в то время как на выплату процентов по ним и погашение тиражей израсходовано 450 млрд руб., так что цена одного привлеченного с рынка рубля составила свыше 12 руб. С апреля 1998 г. ГКО полностью перестали выполнять роль инструмента покрытия дефицита бюджета, превратившись в средство перетока бюджетных средств к держателям этих ценных бумаг. Основными покупателями и держателями ГКО-ОФЗ являлись Банк России и группа уполномоченных коммерческих банков, значительная часть вложений коммерческих банков в государственные обязательства рефинансировалась ЦБ РФ под залог тех же ценных бумаг путем предоставления кредитных ресурсов, т.е. посредством денежной эмиссии, не обеспеченной производством товаров и услуг.
В результате в российской экономике создавалась такая модель функционирования, при которой кредитные ресурсы (денежные средства предприятий, населения на счетах в банках, эмиссионные ресурсы ЦБ РФ) направлялись преимущественно на операции с государственными ценными бумагами. При этом постоянное воспроизведение этой модели сдерживало формирование предпосылок экономического роста по целому ряду направлений: возрастание стоимости обслуживания государственного долга и дальнейший рост дефицита бюджета, сокращение платежных средств в реальном секторе, вытеснение инвестиционного спроса реального сектора государственным.
Неэффективное использование иностранных валютных ресурсов, их краткосрочный характер усугубили сложности погашения внешних долгов. Искусственная поддержка валютного курса рубля с помощью различных режимов валютного коридора вела к наращиванию его инфляционного потенциала.
Кризис финансовой системы, отчетливо проявившийся в обострении ситуации на фондовом рынке с октября 1997 г., крахе рынка государственных ценных бумаг, объявлении в августе 1998 г. чрезвычайных мер, предусматривающих изменение валютной политики путем введения плавающего курса рубля, мораторий на погашение задолженности перед иностранными кредиторами, реструктуризацию задолженности по ГКО, и последующие события (инфляционный взлет цен, коллапс банковской системы, паника среди вкладчиков и т.д.) явились свидетельством того, что обеспечить финансовую стабилизацию лишь за счет воздействия на сферу обращения путем регулирования денежных агрегатов, валютного курса, финансовых рынков, расширения внутренних и внешних заимствований не удалось.
Провал курса на финансовую стабилизацию произошел не в результате воздействия мирового финансового кризиса. Последний лишь способствовал ухудшению финансовой ситуации, действительные же причины его связаны с кризисом модели экономического развития и определяются комплексом экономических условий, среди которых: глубокий упадок национального производства, расстройство сферы государственных финансов, налоговой системы, денежного обращения.
Следствием проводимой денежно-кредитной и бюджетной политики явилось решение о реструктуризации внутреннего и внешнего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, что привело к резкому ухудшению возможностей инвестиционной деятельности вследствие замораживания значительной части денежных средств различных слоев инвесторов, сужения ресурсной базы кредитной системы, падения доверия к государству и его институтам.
Уроки кризиса показали необходимость корректировки курса экономических реформ, повышения роли государства в обеспечении роста эффективности производства, оздоровления государственных финансов, денежно-кредитной системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, поощрения инвестиционной и инновационной активности.
Решение этих задач потребовало использования действенных механизмов мобилизации финансовых ресурсов, корректировки финансовой политики, отражающей изменение характера экономических процессов под воздействием факторов, сформировавшихся в посткризисный период.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1.1. Понятие инвестиций
- Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 1.2. Инвестиционная деятельность
- Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций
- Субъекты инвестиций
- Объекты инвестиций
- Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- Роль инвестиций в экономике
- 1.3. Классификация форм и видов инвестиций
- Реальные и финансовые инвестиции
- Прямые и портфельные инвестиции
- Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам
- Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка
- 2.1. Инвестиционный рынок: общие положения
- Понятие инвестиционного рынка
- Конъюнктура инвестиционного рынка
- Структура инвестиционного рынка
- 2.2. Равновесие на инвестиционном рынке
- Динамизм спроса и предложения
- Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса
- Особенности формирования инвестиционного предложения
- Механизм равновесных цен на инвестиционном рынке
- Модель Дж. Хикса is-lm
- 2.3. Инфраструктура инвестиционного процесса
- Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- Небанковские финансово-кредитные институты
- Инвестиционные институты
- Кредитный и фондовый варианты инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
- 3.1. Источники финансирования инвестиций
- Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
- Структура источников финансирования инвестиций предприятия
- 3.2. Общая характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм (компаний)
- Прибыль
- Амортизационные отчисления
- 3.3. Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- Привлеченные и заемные средства
- Привлечение капитала через рынок ценных бумаг
- Привлечение капитала через кредитный рынок
- Государственное финансирование
- Прочие способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- 3.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Сущность и виды иностранных инвестиций
- Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
- Инвестиционный климат
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Государственное гарантирование иностранных инвестиций
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Специфика инвестиционного процесса в условиях развития рыночных отношений в россии
- 4.1. Инвестиционный кризис в российской экономике
- Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
- Воздействие экономического спада на динамику инвестиций
- Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада
- Инфляция и инвестиционный процесс
- Структурные деформации денежной массы
- Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий
- Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики
- Экономическая политика государства и инвестиционный спад
- 4.2. Предпосылки инвестиционного подъема и проблемы их реализации
- Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей
- Постдевальвационное экономическое развитие и импортозамещение
- Мотивы инвестиционного оживления в рамках кризисного цикла
- Снижение инфляции и благоприятные изменения процентных ставок на кредитном рынке
- Рост денежного предложения
- Рост сбережений и накоплений
- Основные проблемы новой инвестиционной ситуации
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Финансовый потенциал инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики
- 5.1. Изменение структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку
- Факторы изменения структуры источников финансирования инвестиций с развитием рыночных отношений
- Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике
- 5.2. Собственные средства предприятий
- Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема 1999-2000 гг.
- 5.3. Внешние источники финансирования инвестиций
- Государственные инвестиции
- Сбережения населения
- Ресурсы кредитной системы
- Прочие ресурсы
- 5.4. Иностранные инвестиции в российской экономике
- Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- Способы мобилизации иностранных инвестиций
- Динамика иностранных инвестиций
- Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Становление рыночных механизмов финансирования инвестиций
- 6.1. Предпосылки перехода к рыночному механизму инвестирования
- Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- 6.2. Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
- Состояние инвестиционного спроса
- Инвестиционное предложение
- Модель инвестирования в российской экономике
- 6.3. Инвестиционная инфраструктура в условиях развития рыночных отношений
- Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.)
- Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992—1994 гг.)
- Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
- Восстановительный период и его специфика
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Коммерческие банки и инвестиционный процесс
- Глава 7. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
- 7.1. Двойственный характер инвестиционной деятельности банков
- Трактовка инвестиционной деятельности банков в экономической литературе
- Микроэкономический и макроэкономический аспекты инвестиционной деятельности банков
- Индикаторы инвестиционной деятельности банков
- 7.2. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Реальные инвестиции банков
- Финансовые инвестиции
- Производственные инвестиции
- Инвестиции в собственную деятельность банка
- Магический треугольник инвестиционных качеств
- 7.3. Инвестиционная политика банков и факторы, ее определяющие
- Понятие и элементы инвестиционной политики банков
- Формулирование целей инвестиционной деятельности
- Разработка основных направлений инвестиционной политики
- Определение источников финансирования инвестиций
- Факторы, определяющие инвестиционную политику банков
- Анализ, оценка и мониторинг инвестиционной политики
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Проблемы участия российских коммерческих банков в инвестиционном процессе
- 8.1. Особенности формирования российской банковской системы и оценка ее инвестиционного потенциала
- Общая характеристика становления российской банковской системы
- Воздействие финансового кризиса 1998 г. На банковскую систему и состояние ее ресурсной базы
- Процесс восстановления российской банковской системы
- 8.2. Основные направления инвестиционной деятельности российских банков
- Проблемы взаимодействия банков с реальным сектором экономики
- Формирование ориентации банков на спекулятивные операции
- Производственные инвестиции банков в докризисный период
- Задачи активизации инвестиционной деятельности банков
- 8.3. Реструктуризация российской банковской системы и стратегические проблемы развития банковского инвестирования производства
- Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
- Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
- Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности банков и возможности его использования в российских условиях
- 9.1. Модели кредитно-банковских систем и инвестиционная деятельность банков
- Возникновение и развитие моделей кредитно-банковских систем
- Модели кредитно-банковских систем и особенности форм взаимосвязи промышленного и финансового капитала
- 9.2. Инвестиционные банки и банки развития
- Формирование инвестиционных банков нового типа
- Банки развития и их роль в экономике
- 9.3. Участие банков в проектном финансировании
- Понятие проектного финансирования
- Этапы проектного цикла в банке
- Схемы проектного финансирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Экономическая оценка инвестиций
- Глава 10. Определение стоимости инвестиционных ресурсов
- 10.1. Понятие о дисконтировании денежных средств
- Оценка стоимости денежных средств во времени
- Модели простых и сложных процентов
- Понятие аннуитета
- 10.2. Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- Оценка средней стоимости инвестиционных ресурсов с использованием дисконтирования
- Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости вновь привлеченных средств
- Определение стоимости заемных средств
- Оптимальная структура инвестиционных ресурсов
- 10.3. Стоимость привлечения и размещения инвестиционных ресурсов банка
- Стоимость привлечения банковских ресурсов как основа определения дисконтной ставки банка
- Методы определения стоимости привлеченных средств банка
- Стоимость размещения банковских ресурсов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
- 11.1. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- Соотношение риска и доходности
- Классификация рисков инвестиционной деятельности
- Риски проектного финансирования
- 11.2. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- Идентификация рисков
- Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Определение критериев и способов анализа рисков
- Разработка мероприятий по снижению рисков
- Мониторинг рисков
- Ретроспективный анализ
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12. Оценка эффективности инвестиций
- 12.1. Инвестиционное проектирование: принципы финансового обоснования
- Понятие и виды инвестиционных проектов
- Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
- 12.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Использование новых методических подходов к оценке эффективности инвестиций при переходе к рыночной экономике
- Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
- Простейшие методы оценки инвестиций
- Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 12.3. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов
- Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- Типы инвесторов
- Модели оценки эффективности ценных бумаг
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля
- 13.1. Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования
- Понятие инвестиционного портфеля
- Виды инвестиционных портфелей
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 13.2. Порядок формирования инвестиционного портфеля
- Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
- Формирование портфеля ценных бумаг
- 13.3. Оценка инвестиционного портфеля
- Методы моделирования инвестиционного портфеля
- Отбор объектов инвестирования по критерию доходности
- Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел V. Государство в инвестиционной сфере экономики Содержание раздела V
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- 14.1. Западные концепции регулирования инвестиций
- Кейнсианская концепция
- Монетаризм
- Теория экономики предложения
- Структурализм
- Современные системы экономического регулирования
- 14.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
- Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
- Инвестиционная политика в посткризисный период
- 14.3. Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности
- Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
- Определение стратегических приоритетов инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- 15.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
- Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
- Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
- Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
- 15.2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
- Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
- Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
- Активная промышленная и структурная политика
- Налоговая политика
- Правовые и нормативные методы регулирования
- 15.3. Региональные аспекты инвестиционной политики
- Причины активизации инвестиционной политики регионов
- Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения Приложение 1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-фз
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
- Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
- Глава VI. Заключительные положения
- Приложение 2. Федеральный закон «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-фз
- Статья 1
- Статья 2
- Приложение 3.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-фз
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Список нормативных документов
- Кодексы
- Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы ссср
- Содержание
- Инвестиции
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93