Рыночное хозяйство
Рынок — система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров.
Сущность рынка
• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
.
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.
Принципы функционирования рыночной экономики
свобода участников рыночной экономики;
многообразие форм собственности;
примат потребителя (производство для потребителя);
наличие инфраструктуры производства и потребления;
рыночное ценообразование (на основе спроса и предложения);
конкуренция в различных формах;
государственное регулирование рынка и рыночных отношений (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);
открытость экономики - свободное осуществление хозяйственными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;
социальная защита населения.
Рыночная экономика способствует:
• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
• свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
• гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
• максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;
• невозможность хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
• создание стимулов к труду.
негативные черты:
• монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;
• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
• рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
функции рынка
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег.
Кругооборот товара и денег
На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние
хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. |Внутренний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:
Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.
Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.
Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.
Структура рынка
• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
• по законодательству — легальный (официальный), нелегальный (теневой);
• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка— система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
•товарная биржа— форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку). Различают биржи:
• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
• биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;
•брокерская фирма— официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.
•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);
•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.
• информационная система; рекламные агентства
• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)
• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.
Формы и виды конкуренции
• совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:
• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;
• однородность продукции в рамках одного производственного сектора множества фирм;
• несовершенная — между фирмами за возможность контролировать цены на производимую продукцию. Ее виды:
• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;
• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;
олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.
Методы конкурентной борьбы
• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;
• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;
• неценовые:
• конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;
• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.
МИКРОЭКОНОМИКА
- Раздел 1. Введение. Общие вопросы экономической теории.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Функции экономической теории
- Тема 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы
- Тема 3. Рыночная экономика и ее модели
- Рыночное хозяйство
- Тема 4. Рыночный механизм
- Спрос и предложение
- Тема 5. Теория потребления
- Тема 6. Теория производства
- Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Тема 8. Ценообразование на факторы производства
- Тема 9. Рыночные пределы и экономическая роль государства.
- Макроэкономика
- Тема 10. Национальная экономика и макроэкономические позатели
- Результаты исчисления внп «по расходам» и «по доходам» должны совпадать
- Национальное богатство
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие Вопросы:
- Тема 12. Особенности функционирования денежного рынка. Монетарная политика государства.
- Тема 13. Финансовая система и основы фискальной политики
- Тема 14. Безработица и инфляция как формы проявления макроэкономической нестабильности