logo search
ochen_kratky_konspekt_ekonomika

Рыночное хозяйство

Рыноксистема экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

Сущность рынка

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; част­ная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителя­ми и производителями;

• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

.

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-про­дажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения куп­ли-продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики

свобода участников рыночной экономики;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (производство для потребителя);

наличие инфраструктуры производства и потребления;

рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);

конкуренция в различных формах;

государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);

открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономиче­ских операций;

социальная защита населения.

Рыночная экономика способствует:

• удовлетворению раз­нообразных потребностей людей, повышению качества то­варов и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

• свободу выбора и действий потребителей и производите­лей;

• эффективное распределение ресурсов в соответствии с по­требностями общества;

• гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся усло­виям;

• максимальное использование достижений и стимулирова­ние научно-технического прогресса;

• невозможность хронического дефицита. Неудовлетворен­ный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вло­жения средств именно в производство дефицитного про­дукта, тем самым снимая проблему дефицита;

• создание стимулов к труду.

негативные черты:

• монополизация рынка ведет к ограничению конкурен­ции, падает эффективность распределения ресурсов;

• рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;

• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов;

• рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.

функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и тех­нических разработок, снижение затрат на производство продук­ции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопро­вождающееся встречным движением денег.

Кругооборот товара и денег

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние

хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. |Внутренний контур кругооборота показывает перемещение това­ров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:

Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм реализация экономических отноше­ний с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.

Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.

Структура рынка

по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

в пространственном разрезе — местный (локальный), реги­ональный, национальный, всемирный (мировой);

по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует госу­дарство);

по законодательству — легальный (официальный), неле­гальный (теневой);

по степени насыщенности — равновесный (спрос и предло­жение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), из­быточный (спрос меньше предложения)

Инфраструктура рынка система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

•товарная биржа— форма торговли, при которой осуще­ствляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образ­цам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (про­даются не сами товары как таковые, а контракты на их постав­ку). Различают биржи:

специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;

фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;

биржа труда - организация, выполняющая посредниче­ские операции при совершении купли-продажи рабочей силы;

Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (про­дается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;

•брокерская фирма— официальное объединение несколь­ких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.

•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.

• информационная система; рекламные агентства

• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)

• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие бан­ки.

Формы и виды конкуренции

совершенная — между большим числом производителей при­мерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее чер­ты:

• большое число фирм-конкурентов, предлагающих одно­родную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;

• однородность продукции в рамках одного производствен­ного сектора множества фирм;

несовершенная — между фирмами за возможность контро­лировать цены на производимую продукцию. Ее виды:

• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в от­расль.

Методы конкурентной борьбы

силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кре­дитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низ­кой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;

неценовые:

• конкуренция по продукту — захват части рынка конку­рента за счет продажи продукции нового ассортимента и высо­кого качества при одной и той же цене;

• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупа­телей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, то­варные марки фирм.

МИКРОЭКОНОМИКА