logo search
5,6 вопросы по макро

Совокупное предложение товаров и услуг. Совокупный спрос. Функция потребления. Совокупный спрос

До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен. В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.      Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.      В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков. Теперь мы перейдем к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.      Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply), мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объемов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями. Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.

Совокупный спрос (AD) - это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.

В предыдущем разделе, рассматривая ВВП по расходам, мы выделили несколько групп расходов в экономике в целом. Эти группы расходов также входят в состав совокупного спроса. Таким образом, мы можем утверждать, что важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX.

Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис. 7.6).

Рис. 7.6

При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастет в точке В до уровня Y2. Так же как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэкономике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.      Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода (тема 3). На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.

Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.