1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
Предмет истории экономических учений. Предметом исследования истории экономических учений является развитие экономической науки, то есть изучение процесса возникновения, развития и смены основных экономических концепций, теоретических школ и направлений на разных этапах развития общества.
Истоки экономической мысли уходят в глубокую древность. Уже с появлением человеческого общества, как только человек стал использовать природные ресурсы в своей хозяйственной деятельности, он начал задумываться над их болеерациональным применением для роста благосостояния (богатства). Однако эти экономические представления являлись только частью синкретического общественного сознания.
Начало истории экономических учений принято относить к периоду возникновения первых государств - древневосточных и античных, когда появились первые письменные источники, содержащие экономические идеи и воззрения древних политиков и ученых, то есть экономическая мысль получила документальное оформление. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве методологической основы для других наук и осуществления хозяйственной политики.
Но в древний период экономические идеи и взгляды не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках общефилософских или политических учений. Первые теоретические концепциипо анализу хозяйственных (экономических) проблем были представлены в античном мире в политических и философских трудах древнегреческих философов. Только значительно позже, вXVIIвеке, сложиласьсамостоятельнаяэкономическая наука как совокупность теоретических взглядов, сведенных в логическую систему. В дальнейшем шло развитие экономической теории как самостоятельной области знаний.
В ходе исторического процесса развития общества политики, философы, ученые-экономисты предлагали различные теоретические объяснения экономических явлений, связей между ними и функционирования экономики в целом. В свою очередь, задача историков экономических учений заключается в проведении сравнительного анализа этих теорий с целью использования в современной экономической науке и в хозяйственной практике.
Что же является главной проблемой, которая составляет предмет экономической науки на всех этапах ее развития?
В широком смысле предмет экономических исследований состоит в определении условий создания «богатства» общества. Теоретические построения чаще всего фиксируют наиболее широко представленное в данную историческую эпоху смысловое наполнение термина “богатство” и стараются определить оптимальные условия для его увеличения. Само развитие экономической мысли, многообразные ее направления, концепции свидетельствуют о неоднозначности понимания этих оптимальных условий для создания богатства общества. Отсюда множество подходов к определению «идеального» общества и попыток создать такую модель общественного устройства, которое способно было бы обеспечивать стабильность и рост богатства и благосостояния. Далее при рассмотрении различных школ и направлений мы увидим, как изменялись взгляды на идеальное общественное устройство. Каковы теоретические обоснования эффективности рыночной экономики, сформулированные классической школой; почему возникли теории регулируемой экономики; какие проблемы и факторы благосостояния общества рассматривают современные институциональные направления экономической мысли?
При изучении истории экономических учений возникают вопросы: во-первых, как возникло такое многообразие взглядов и теорий и, во-вторых, какая теория из этого множества является правильной?
Отвечая на первый вопрос, необходимо учитывать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивномуподходу более поздние теории являются совершенствованием предыдущих. В них решаются некоторые нерешенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому прежние теории нужны для лучшего понимания новых и являются основой для их возникновения независимо от того, будут ли новые теории продолжением или критикой прежних концепций.
Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что экономическая жизнь общества существенно изменяется во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность, и новые экономические теории возникают как попытка решитьвновьвозникшие теоретические или практические проблемы. Напротив, прежние экономические идеи, которые не получили признания ранее, могут стать актуальными и получить широкое распространение в новых условиях. История экономических учений в этом случае должна пониматься не как процесс последовательных доработок и улучшений, а как набор альтернативных способов объяснения экономических проблем и ситуаций, ценность которых изменяется с течением времени.
Второй вопрос, какая теория является наиболее верной? Экономические учения, создаваемые в различные исторические эпохи, в значительной мере возникали, как попытка объяснить экономические проблемы и дать рекомендации по эффективной организации общественной жизни. Однако любая экономическая теория всегда несколько упрощает предмет своего исследования, используя определенную методологию. При этом происходит абстрагирование от менее значимых с этой точки зрения элементов данного явления. В результате буквальное применение теории на практике содержит опасность, что неучтенные в ней факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента. Следовательно, ни одна теория не может быть абсолютно верной; будучи осуществлена на практике, она не сможет обеспечить такую социально-экономическую модель развития, в которой будут решены абсолютно все проблемы общества. Поэтому можно сделать вывод, что прогресс экономической науки заключается в накоплении новых теоретических подходов в исследовании экономики на ее разных уровнях и более полном представлении о ее функционировании. Задачей же истории экономических учений является выяснение того, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими. Эти знания помогут в определенной степени предвидеть последствия тех или иных социально-экономических изменений в обществе, а значит, в какой-то мере позволят не допустить серьезных ошибок в экономической политике.
Методология истории экономических учений.Методологияэкономической науки представляет собойсовокупностьметодовизучения хозяйственной жизни и экономических явлений, то есть средств (инструментов) и путей (приемов) достижения знаний в этой области с целью реального освещения механизма функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы с учетом присущих ей категорий и законов.
Вся история развития экономической науки сопровождалась как использованием уже существующих методов, приемов исследования экономических процессов и явлений, так и разработкой и применением новых методов. Многочисленные экономические школы и направления различаются не только в зависимости от особенностей предмета исследования, но и от методов и инструментов, применяемых в процессе исследований.
Современная экономическая наука располагает широким спектром методов изучения хозяйственных явлений. Наиболее известными являются научная абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический методы, аналогия, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент, нормативный и позитивный анализ и др.
Метод логической (научной) абстракциипредполагает отвлечение от частных, или второстепенных, моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повторяется, и позволяет раскрыть суть экономического явления в наиболее общих понятиях (категориях).
Анализ, как один из методов познания, основывается на многоступенчатом процессе мысленного разделения изучаемого явления, то есть целого, на составные части для последующего исследования каждой из этих частей.Синтез– это метод познания, с помощью которого обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины, соединение отдельных частей в целое.
Если в процессе исследования экономической системы метод анализа применяется в отрыве от метода синтеза при выявлении взаимозависимости элементов этой системы, то правомерно говорить о казуальном, то естьпричинно-следственном методе анализа. Этот метод применялся в ранний период эволюции экономической мысли (меркантилизм, классическая политическая экономия), когда исследователи стремились определить, что первично и что вторично, и какая категория или сфера является основополагающей.
В действительности анализ и синтез – две стороны одного и того же процесса и должны применяться экономической наукой в единстве. Однако, лишь во второй половине XIXв., благодаря немецкой исторической школе была впервые обоснована взаимозависимость,функциональная связькак экономических, так и неэкономических факторов с учетом их влияния на экономическую систему. И только в концеXIXв. с завершением «маржинальной революции» и возникновением неоклассического направления экономической мыслифункциональный анализутвердился в экономической науке. Становление функционального метода связано с научной деятельностью А. Маршалла. По мысли этого ученого, следует всегда помнить, что наблюдение или история не могут с точностью сказать нам, какое из двух событий является первым и выступает причиной второго. Поэтому не причинно-следственный, а функциональный анализ должен стать методом исследования экономических процессов.
Методиндукции(или наведения) основан на умозаключениях, идущих от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям и выводам. В свою очередьметод дедукции(или выведения), напротив, опирается на умозаключения от общего к частному, позволяющие перейти от наиболее общих выводов к частным. Оба эти метода применимы только в единстве.
Важное место в системе методов экономической науки занимают исторический и логический методы, которые также применяются в единстве.
Исторический методпозволяет исследовать экономические процессы и явления, экономические идеи и концепции в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими.Логический метод, тесно связанный с историческим, необходим, чтобы объяснить причины возникновения новых идей, альтернативных теорий, особенности новых концепций по сравнению с предшествующими.
Аналогиякак метод познания означает, что свойства известных явлений из различных сфер научной и практической деятельности человека переносятся на неизвестные явления, в том числе в сфере функционирования экономики.
Метод экономико-математического моделирования позволяет в формализованном виде выразить количественную сторону экономических явлений и процессов и их качественное обновление, что делает реальным прогнозирование экономических процессов. Этот метод возник в результате так называемой «маржинальной революции», произошедшей в экономической науке в конце XIX в., но широкое распространение получил в XX столетии. Его основу составляют дифференциальные и интегральные исчисления, начало которым в экономической теории положили такие известные экономисты как О. Курно, У. Джевонс, В. Парето, А. Маршалл и др.
Важное значение придается в экономической науке такому методу, как экономический эксперимент, хотя вероятные результаты его не всегда можно предвидеть. Этот метод предполагает целенаправленное искусственное воспроизведение (имитацию) экономического явления или процесса с целью его изучения и подтверждения или изменения гипотез.
В истории экономической мысли многие направления и школы не только анализировалиэкономические процессы и явления, но иразрабатывалирекомендациидля экономической политики. Поэтому особое значение в истории экономической науки приобрел позитивный и нормативный метод исследования. Эти методы различаются тем, что исследователь, применяющийпозитивный подход, рассматривает экономические отношения «как они есть», а применяющийнормативный подходизучает их, сравнивая с уже существующей в его представлении нормой, то есть «какими они должны быть» с его точки зрения. Поэтому в таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нормативного подхода является, например,концепция «естественного порядка», согласно которой определенный общественный порядок (общественные отношения) считается «естественным», то есть заложенным в природе человека. Правда, на разных этапах развития общества и экономической мысли «естественными» считались разные формы социально-экономических отношений. Другим примером нормативного подхода является оценка экономических отношений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». Но трактовка самой «справедливости» на разных этапах тоже была разной. Нормативный подход был наиболее типичной методологией на первом этапе развития экономической мысли, но применялся также, хотя и реже, и на втором, и на третьем этапе. Позитивный подход рассматривается как объективный, то есть независимый от этических и нормативных рассуждений. Однако исторически складывается так, что исследователи склонны делать выводы позитивного характера, руководствуясь (явно или неявно) убеждениями нормативного свойства, удаляясь, таким образом, от реального отображения действительности. Как правило, позитивный метод применяется на этапе формирования экономической концепции, а нормативный подход имеет место при осуществлении экономической политики.
Основные этапы развития экономической мысли. Возможна различная периодизация экономической науки, в зависимости от критериев, которые мы изберем. В данном пособии предлагается структура, основанная на выдвижении на первый план конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем регулируемой рыночной экономики.
Соответственно основными разделами дисциплины являются:
1) экономические учения эпохи дорыночной экономики;
2) экономические учения эпохи становления рынка и развития нерегулируемой рыночной экономики;
3) экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.
1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, когда в экономике преобладала натурально-хозяйственная система, рынок был развит слабо. Экономическая мысль была представлена в трудах философов, политиков и религиозных деятелей. Достигнутый на то время уровень систематизации знаний не обеспечил достаточных предпосылок для обособления экономических воззрений в самостоятельную отрасль науки. Но уже возникли первые теоретические рассуждения по экономическим вопросам в трудах античных философов. Кроме того, этот период дает сведения о том, как шло развитие науки, насколько существенным может быть влияние неэкономических (в частности, религиозных) факторов на экономические и социальные концепции.
2. Экономические учения эпохи становления рынка и развития нерегулируемой рыночной экономики (XVI– 30-е гг. XX вв.). Этот этап связан, во-первых, с возникновением меркантилизма, который стал и завершающим этапом эволюции экономической мысли дорыночной экономики, и первой теоретической концепцией зарождающихся новых, рыночных, отношений.
Во-вторых, на этом этапе сформировалась и стала господствующей классическая политэкономия, которая дала теоретическое обоснование эффективности рыночной экономики, то есть системы, основанной на принципах экономического либерализма - частной собственности, свободной конкуренции и невмешательстве государства в деловую жизнь. На этом этапе возникают многообразные и зачастую противоположные теоретические положения и концепции представителей разных направлений, течений и школ либеральной экономической мысли. Классикам, разделявшим смитовскую доктрину «невидимой руки» и так называемый «закон рынков Сэя», противостояли их оппоненты – социалисты-утописты и экономисты–романтики. Наиболее аргументированной критикой либеральной экономической мысли стало научное наследие немецких авторов – представителей исторической школы, предшественников социально-институционального направления экономической мысли. Завершается этот этап возникновением маржинализма, который стал основой современной экономической науки в форме неоклассического направления.
3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.Этот период новейшей истории берет начало с 20-30-х гг.XXв. и характеризуется событиями и процессами, имеющими глобальное значение для развития общества и экономической науки - возникновением монополий, разрушительным характером экономических кризисов, созданием планово-управляемой экономики, переходом к постиндустриальному обществу, основанному на новых технологиях.
В экономической науке появляются принципиально новые экономические доктрины, которые возникли под влиянием нарушения механизма совершенной конкуренции в связи с монополизацией экономики и под влиянием кризиса 1929-1933 гг., выявившего проблему неустойчивости чисто рыночного механизма. В их числе важнейшими являются теории американского институционализма, теории рынка «монополистической» и «несовершенной» конкуренции и кейнсианская теория регулируемого капитализма. В то же время продолжается противостояние альтернативных - кейнсианских и неолиберальных концепций по проблеме государственного регулирования экономики; получает признание монетаристская концепция, связывающая проблемы экономики с денежной политикой государства. Дается обоснование невмешательства государства в экономику с точки зрения чисто либеральных теорий. Особую актуальность приобретают современные институциональные теории, которые основное внимание уделяют анализу изменений в экономике, связанных с научно-техническим прогрессом, развитием рынка информации и более высокими социальными требованиями общества. В этом разделе рассматриваются проблемы развития экономической мысли в России в XX веке, подчеркивается значительный вклад ряда российских ученых в развитие экономической науки.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель