logo search
Мировая Экономика (Лекции)

Что привлекательного в портфельном инвестировании?

Портфельное инвестирование позволяет планировать, оценивать, контролировать конечные результаты всей инвестиционной деятельности в различных секторах фондового рынка.

Как правило, портфель представляет собой определенный набор из корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска, а также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, то есть с минимальным риском потерь по основной сумме и текущим поступлениям.

Например, до недавнего времени банки исходя из зарубежного опыта, формируя инвестиционный портфель, набирали его в следующем соотношении: в общей сумме ценных бумаг около 70 процентов — государственные ценные бумаги, около 25 процентов — муниципальные ценные бумаги и около 5 процентов — прочие бумаги. Таким образом, запас ликвидных активов составляет примерно 1/3 портфеля, а инвестиции с целью получения прибыли — 2/3. Как правило, такая структура портфеля характерна для крупного банка, мелкие же банки в своем портфеле имеют 90 процентов и более государственных и муниципальных ценных бумаг.

Теоретически портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каждая ценная бумага в отдельности не может достигать подобного результата.

Основная задача портфельного инвестирования — улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной бумаги, и возможны только при их комбинации.

Только в процессе формирования портфеля достигается новое инвестиционное качество с заданными характеристиками. Таким образом, портфель ценных бумаг является тем инструментом, с помощью которого инвестору обеспечивается требуемая устойчивость дохода при минимальном риске.

Считается, что возможность проведения портфельных инвестиций говорит о зрелости рынка, и это, на наш взгляд, совершенно справедливо. Еще в 1994 г. в России полемика относительно методов портфельного инвестирования была сугубо теоретической, хотя уже тогда существовали банки и финансовые компании, которые брали средства клиентов в доверительное управление. Однако лишь немногие из них подходили при этом к портфельному инвестированию как к сложному финансовому объекту, обладающему тонкой спецификой и подчиняющемуся соответствующей теории.

Практика показывает, что портфельным инвестированием сегодня интересуются два типа клиентов. К первому относятся те, перед кем остро стоит проблема размещения временно свободных средств (крупные и инертные государственные корпорации, выросшие из бывших министерств, различные фонды, создаваемые при министерствах, и другие подобные структуры, а также клиенты из тех регионов, где рынок не способен освоить крупные средства). Ко второму типу относятся те, кто, уловив эту потребность "денежных мешков" и остро нуждаясь в оборотных средствах, выдвигают идею портфеля в качестве "приманки" (не очень крупные банки, финансовые компании и небольшие брокерские конторы).

Конечно, многие клиенты не до конца отдают себе отчет, что такое портфель активов, и в процессе общения с ними часто выясняется, что на данном этапе они нуждаются в более простых формах сотрудничества. Да и уровень развития рынков в различных регионах разный - во многих регионах процесс формирования класса профессиональных участников рынка и квалифицированных инвесторов еще далеко не завершен. Тем не менее, усиление клиентского спроса на услуги по формированию инвестиционного портфеля в последнее время очевидно. Это говорит о том, что вопрос назрел. Однако, как происходит со всем новым, процессу формирования инвестиционного портфеля сопутствует ряд проблем, которые и будут рассмотрены далее.

Для закрепления понятия «инвестиции», как категории, объединяющей в себе различные виды предпринимательской деятельности приведем наиболее распространенную его классификацию:

  1. По объекту вложений:

а)финансовые инвестиции — приобретение корпоративных прав, ценных бумаг, деривативов и других финансовых инструментов. Финансовые инвестиции, в свою очередь подразделяются на прямые (внесение средств в уставный фонд юридического лица в обмен на его корпоративные права) и портфельные (приобретение ценных бумаг и других финансовых активов на фондовом рынке);

б)реальные/капитальные инвестиции — вложение средств в реальные активы, — приобретение домов, сооружений, других объектов недвижимой собственности, других основных фондов и нематериальных активов, которые подлежат амортизации.

  1. По характеру участия в инвестировании:

а)прямые инвестиции — непосредственное средств инвестором в объекты инвестирования (данный вид инвестирования осуществляют, в основном, подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования);

б)непрямые инвестиции — инвестирование, опосредованное другими лицами (инвестиционными или финансовыми посредниками). Эти инвестиции осуществляют инвесторы, не имеющие достаточную квалификацию для выбора объектов инвестирования и дальнейшего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными или другими финансовыми посредниками (например, инвестиционные сертификаты инвестиционных фондов и инвестиционных компаний), а последние, собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению — выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуют в управлении ими, а полученные доходы распределяют затем среди своих клиентов.

3. По периоду инвестирования:

а)краткосрочные инвестиции — вложение капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т.п.);

б)долгосрочные инвестиции — вложение капитала на период более одного года.

В практике больших инвестиционных компаний долгосрочные инвестиции детализируются следующим образом:

4. По региональному признаку:

а)внутренние инвестиции — вложение средств в объекты инвестирования, расположенные в границах данной страны;

б)инвестиции за границей — вложение средств в объекты инвестирования, расположенные за пределами данной страны.

  1. По форме собственности:

ЛЕКЦИЯ 4

3. До начала 90-х годов, когда РФ была одной из республик СССР регулирование внешней торговли носила жестко централизованный характер. Распределение ресурсов определялось потребителями народного хозяйства. Импорт – получение недостающих товаров из-за границы. Экспорт – получение валюты для оплаты услуг. Поставки на экспорт-импорт любого товара были монополизированы внешнеторговыми объединениями (входили в министерство внешней торговли). Разница между внутренними и внешними ценами компенсировалась из гос бюджета. Оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеэкономической деятельности приводила к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, к отсутствию стабильных связей между нац и зарубежными производителями и потребителями. Ситуация стала критической в конце 80-х, когда резко сократились темпы роста внешней торговли. С начала 90-х годов осуществлялась реорганизация хозяйственного механизма, т. е. Кардинальное изменение внешнеторговых связей. Ликвидация внешнеторговых монополий была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля. Приведение в жизнь хозяйственной реформы повысило роль пошлин, лицензирования, квотирования.

Экспортное регулирование

Подавляющая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, а внутренние цены были оторваны от мировых и система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешней политики РФ начала 90-х годов (почти так было в СССР). По результатам составленного баланса модели «затраты -выпуск» министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина, экспорт в СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, вне СНГ – на основе специальных квот. Небольшая часть квот распределяется министерством внешнеэкономических связей через аукционы. Для удовлетворения нужд государства, которые определялись Министерством финансов, определялись потребности страны в иностранной валюте на последующие периоды. Минфин выкупает квоты у специальных экспортеров, осуществляющих их поставку. За выполненные услуги Минфин выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5-7% экспортной выручки и освобождает их от уплаты пошлин. Экспортеры обязуются перенести определенную сумму выручки за поставленные товары на счет Минфина. Фактически величина этой суммы определяется в результате торгов. Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально-административным образованиям на основании соглашения между регионами и федеральным правительством (Коми, Удмуртия, Башкирия и т.д.). определенная сумма квот на технические потребности предприятия предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами. Совместные предприятия получают право на экспорт в рамках производимой продукции. Получив квоту, поставщик стратегически важного товара обязан вести торговлю через специальных экспортеров (около 200 в середине 90-х). Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновляется министерством внешнеэкономических связей. К середине 95 года проявляется тенденция к уменьшению списка. Существует 3 категории специальных экспортеров:

  1. Внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Они работают в контакте с министерством экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров, а по некоторым товарам (нефть, газ, вооружение) – такое право передано одному монополисту

  2. Региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе

  3. Совместные предприятия, которые имеют право экспортировать продукцию собственного производства

Административная система квотирования и использования специальных экспортеров дополнялась применением экспортных налогов (пошлин). Они ввелись в связи со значительным различием внутренних и мировых цен. Задача введения экспортных пошлин – не допустить бесконтрольного вывоза традиционных товаров российского экспорта (металлы, уголь, нефть). В конце середины 90-х годов система административного регулирования, базирующаяся на квотировании, лицензировании претерпела изменения. В 94 году по требованию МВФ правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров (лес, удобрения, каменный уголь, мясо). Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Правительство уменьшило налоги на экспорт.

В 92-93 годах вывозные пошлины охватывали 75% российского экспорта, а 3 года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами уменьшился с 97 до 27 товарных групп (машинное оборудование – перестало облагаться пошлинами, были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию). Полная либерализация экспорта не была достигнута. Почти все экспортируемые товары включены в список стратегически важных, экспорт которых мог производиться только специальными экспортерами. Правительство заменило специальных экспортеров добровольными объединениями экспортеров, пользующихся покровительством соответствующих министерств. В середине 95 года стало возможным говорить о создании 20 таких объединений, призванных контролировать политику экспорта на внешнем рынке. В совет производителей и экспортеров вошли объединения почти всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных организаций. Создание специальных советов по поддержке экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по финансированию отечественных экспортеров за счет федерального бюджета. Основными направлениями стали гарантии правительства по привлечению ресурсов, резервирование 500 млрд рублей и обеспечение гарантий, введение прямого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфере межбанковского кредитования). В число других элементов программы относятся проекты, ориентированные на импортное замещение и экспорт, маркетинговое содействие экспортерам.

Импортное регулирование

Система импортного регулирования, сформировавшаяся в начале 90-х годов в условиях дефицита товаров носит менее жесткий характер, по сравнению с экспортным, за исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан. Основным способом регулирования является таможенная тарифная система, введенная в 1992 году. Российский тариф представляет собой перечень товаров на базе международной классификации. Каждый товар соответствует различному уровню ставок, таможенных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отношении страны производства товара. Базовыми являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для других товаров базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из развивающихся стран базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых стран, ввозятся беспошлинно, как и импорт из стран СНГ, заключивших с РФ договоры об интеграции. Если таких договоров нет, то ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза по сравнению с базовыми. Общий принцип установления ставок следующий:

Увеличение пошлин по мере увеличения степени обработки товара (импортные ставки на сахар составляют 1 %, а на готовую продукцию они увеличены в 15 раз). На первоначальном этапе введения тарифа таможенные пошлины были уменьшены, что объясняет нехватку потребительских товаров. Впоследствии, испытывая нехватку денежных средств правительство увеличило таможенное налогообложение.

Таможенное регулирование включало ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия. Также частично это коснулось лекарств. В последующем в связи с необходимостью увеличения фискальных сборов тариф был увеличен. В начале1993 года после первого увеличения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 17 %. На предметы роскоши (7% объема импортных товаров) ставки увеличились до 20%, затем до 30%. Вскоре в 94 году проведено очередное таможенное повышение. Новая шкала предусматривала среднюю ставку 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, строительства, оборудования. Пром товаров в среднем на 10-20 %. Очередное увеличение пошлин на фармацевтические товары было проведено весной 96 года. Неучтенная торговля челноков достигает нескольких десятков млрд. долларов. К числу протекционистских мер следует отнести закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 года до 1000$ . 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции либерализации экспорта. Противоположная тенденция наблюдается в импорте, где преобладают протекционистские и фискальные тенденции.