1. Сущность, функции и формы предпринимательства
Сущность предпринимательства (бизнеса) – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность юридических и физических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (услуг).
История предпринимательства уходит вглубь веков. Отношение к этому виду деятельности в разные эпохи было неоднозначным. В античные времена предпринимательство признавалось «недостойным», «мерзким», «греховным» видом деятельности. Фома Аквинский считал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности.
Основоположники классической политической экономии не видели особого смысла в существовании предпринимательства. Они считали, что экономические процессы осуществляются сами по себе, по принципу «невидимой руки». А. Смит считал, что предприниматель38 может выступать в качестве собственника, а Д. Рикардо отводил ему роль инвестора. Иных функций за предпринимателем они не признавали. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие с целью получения прибыли.
Только на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. К трем факторам производства – труду, земле, капиталу – А. Маршалл добавил четвертый – организацию. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название – предпринимательство.
Времена изменились. Теперь предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Ее отличительной чертой является свободная конкуренция. Современное его понимание складывалось на фоне нравственного нигилизма поколения российских «деловых людей» конца ХХ в. века. Реформы показали, что современные российские предприниматели избрали паразитический способ существования под флагом предпринимательской деятельности.
Функции предпринимательства. Как формы проявления сущности различают явные и скрытые (латентные) функции предпринимательства. Явные совпадают с открыто провозглашенными целями и задачами организации, системы. Скрытые – обнаруживают себя с течением времени и в большей или меньшей степени отличаются от провозглашенных.
Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес Й. Шумпетер. Основными функциями предпринимателя он считал:
– создание нового еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
– введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
– завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
– использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
– введение новой организации дела, например, монополии или, наоборот, преодоление ее39.
В идеале реализация этих и других нововведений обеспечивает экономический рост, а предприниматель одновременно становится творческим «созидающим разрушителем». Пореформенная российская действительность с ее экономическими преступлениями и мошенничеством в особо крупных размерах не подтверждает сформулированные Й. Шумпетером положения. Современная бизнес-элита России, являющаяся порождением «лихих 90-х», представляет собой беспринципных монстров-космополитов40. Она не особенно щепетильна в вопросах, как и за счет кого наживаться: за счет своих или чужих. Ежегодная «утечка» капитала из страны составляет 40–45 млрд долларов, обеспечивая дешевыми (2–4%) кредитными ресурсами зарубежных товаропроизводителей. Это в то время, когда 75–80% основных фондов страны находятся в эксплуатации 25–30 и более лет и нуждается в инвестициях для обновления. Российским товаропроизводителям кредиты, по причине их недостаточности, обходятся в 15–20%, что снижает их конкурентоспособность на российских и международных рынках.
Естественной целью предпринимательства является прибыль, но полученная любой ценой прибыль «дурно пахнет». Категория нравственности для предпринимательства, которая рассчитана на перспективу, играет немаловажную роль.
Формы предпринимательства. Российское законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:
– индивидуальное предпринимательство;
– хозяйственные товарищества;
– хозяйственные общества с ограниченной или дополнительной ответственностью;
– акционерные общества (открытие и закрытые);
– производственные кооперативы;
– унитарные предприятия (государственные и муниципальные).
Формы предпринимательской деятельности оказывают непосредственное воздействие на характер и масштабы производства.
С точки зрения масштабов деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее и крупное. Для каждого уровня выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства, регламентирующее их функционирование. Сами термины не являются характеристикой правовой формы предприятия.
Малое и среднее предпринимательство – наиболее массовая форма предпринимательской деятельности обладает определенными преимуществами:
– более высокая мобильность и гибкость в рыночной стихии;
– производством ограниченного объема продукции, где производственные процессы не могут быть стандартизированы и т.д.
Мирохозяйственный опыт показывает, что на долю малого предпринимательства приходится 75–80% от общего числа предприятий. К малым и средним предприятиям относят, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, предприятия розничной торговли, сферы услуг.
В России для развития этого сектора экономики (по состоянию на 2011 г.) не создана действенная система стимулирования образования малых предприятий и хозяйственного механизма их поддержки. Хотя мирохозяйственная практика показывает, что роль малого предпринимательства в укреплении социально-политической стабильности в обществе велика. В странах с развитой рыночной экономикой на долю малого предпринимательства приходится 80–90% от общего числа предприятий, на долю которых приходится 40–50% производимого валового национального продукта и 60–70% рабочих мест.
В России этот вид предпринимательства в 2010 г. дал не более 12% ВВП, в США – 70%. В Японии – около 80%.
В Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Новосибирской области – около 20%.
Крупное предпринимательство представлено промышленными, торговыми и финансовыми корпорациями. Они образуют своеобразный технологический и социально-экономический каркас рыночной экономики. В России этот сектор рыночной структуры формируется с начала 1990-х гг. И особенно активно со второй половине 1992 г. в форме ускоренно проводимой компании акционирования (в трех его вариантах), т.е. приватизации. В результате чего было создано более 23 тысяч АО.
Преимущества крупного предпринимательства связаны:
– с массовым производством, большими возможностями снижения издержек на единицу продукции;
– возможностями более полного использования и глубокой обработки сырья;
– возможностями создавать запасы сырья и товаров, что позволяет избегать перебоев и колебаний в производстве и ценах;
– превосходством позиций на рынках;
– возможностями извлечения наибольшей выгоды из достижений научно-технического прогресса и т.д.
Этика предпринимательства. Под этикой предпринимательства следует понимать практическую реализацию норм общественного бытия, показателями которых являются:
– честность как особая черта предпринимательской деятельности;
– ответственность, т.е. общественное служение.
Этический кодекс предпринимателя включает в себя:
– убежденность в полезности своего дела;
– честность и ответственность за принятое решение;
– признание конкуренции как основного условия успешного предпринимательства и понимание необходимости сотрудничества;
– уважение любой собственности;
– уважение профессионализма и компетентности и т.д.
Реализация приведенных и других норм этики предпринимательства отражают мораль и этику, господствующую в определенном обществе. В целом она может дать представление об уровне цивилизованности предпринимательской деятельности в той или иной стране.
Уровень этики и нравственности предпринимательства является условием его успешности. Переходный период в России показал, что поляризация в обществе развивалась стремительно.
Принято считать, что в относительно благополучном с социальной точки зрения обществе разница в доходах 20% самых богатых и самых бедных слоев населения составляет соотношение 1:12. Превышение этого предела сопряжено с возможностью обострения социально-политической напряженности в обществе. В США в результате вмешательства государства в соответствующие процессы (т.е. после вычета налогов, включая трансфертные платежи) этот показатель составил 1: 9,7.
В России в 1994 г. 10% самых богатых присваивали 30% совокупных денежных доходов, а 10% самых бедных – всего 2%. Несомненным фактом российской действительности является заметное усиление социальной дифференциации и поляризации населения. По состоянию на 2010 она достигла в среднем по России соотношения 1:32, что чревато ростом социальной напряженности. Между тем, за время реформирования экономики нравственные критерии отошли на второй план.
Другой иллюстрацией состояния дифференциации доходов может служить коэффициент Джини. Согласно методике ООН критическим считается 0,410–0,420. Для сравнения отметим, что в 1980-е гг. этот коэффициент составлял в Японии – 0,270, в Швеции – 0,291, в ФРГ – 0,295, в США 0,329, в Бразилии – 0,346. В России в 1991 г. он равнялся 0,256, в 1993 г. – 0,370, в 1994 г. – 0,412.
- I. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи дисциплины в учебном процессе:
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины:
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- 2.1. Тематический план и распределение часов дисциплины
- 2. 2. Содержание отдельных тем
- Тема 1. Предмет экономической теории
- Тема 2. Формы собственности и характеристика экономических систем
- Тема 3. Капитализм как процесс и как система хозяйствования
- Тема 4. Общая характеристика товарного хозяйства
- Тема 5. Механизм действия рыночной системы. Виды рынков
- Тема 6. Основы предпринимательства
- Тема 7. Конкуренция и рынок
- Тема 8. Ценообразование в рыночной системе
- Тема 9. Теория общественного воспроизводства
- Тема 10. Прибыль и общественная цена производства
- Тема 11. Человеческий капитал
- Тема 12. Распределение доходов
- Тема 13. Экономические кризисы в рыночной экономике
- Тема 14. Переходная экономика
- Раздел 3 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Вопросы
- 3.2.Список рекомендуемой литературы
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Формы собственности и характеристика экономических систем
- Тема 3. Капитализм как процесс и как система хозяйствования
- Тема 4. Общая характеристика товарного хозяйства
- Тема 5. Механизм действия рыночной системы. Виды рынков.
- Тема 6. Основы предпринимательства.
- Тема 7. Конкуренция и рынок
- Тема 8. Ценообразование в рыночной системе
- Тема 9. Теория общественного воспроизводства
- Тема 10. Прибыль и общественная цена производства
- Тема 11. Человеческий капитал
- Тема 12. Распределение доходов
- Тема 13. Экономические кризисы в рыночной экономике
- Тема 14. Переходная экономика.
- Контрольные вопросы и задания к разделам курса
- Введение в предмет
- 1. Экономика. Экономическая теория2.
- 2. Этапы становления экономической теории как науки.
- 3. Предмет и метод политической экономии
- 4. Способ производства и две его стороны
- 5. Экономические законы. Система экономических законов
- Вопросы и задания для самопроверки
- Лекция 2. Отношения собственности.
- Собственность как экономическая категория.
- Формы собственности и их эволюция
- Характеристика экономических систем
- Капиталистический способ производства.
- Сущность капитала как экономическая категория и капитализм как процесс
- Товарный характер системы производственных отношений капитализма
- Вопросы и задания для самопроверки
- Лекция 4. Общая характеристика товарного хозяйства.
- 1. Виды товарного хозяйства и критерии их различия
- 2. Товар и его свойства
- 3. Сущность, функции и виды денег
- 4. Эмиссия денег31.
- 5. Инфляция
- Вопросы и задания для самопроверки
- Лекция 5. Cтруктура рыночной системы хозяйствования. Виды рынков
- 1. Структура рыночного механизма: спрос, предложение, цена, стоимость, конкуренция. Рыночное равновесие
- 2. Закон спроса. Факторы, определяющие величину спроса. Понятие эластичности
- 3. Закон предложения и определяющие его факторы. Динамика предложения. Маржинализм
- Вопросы и задания для самопроверки
- Лекция 6. Основы предпринимательства.
- 1. Сущность, функции и формы предпринимательства
- Макросреда предпринимательства
- 3. Особенности макросреды предпринимательства в России в условиях переходной экономики
- 4. Роль государства в организации предпринимательства
- 5. Особенности становления предпринимательства и института44 частной собственности в России в условиях
- Переходной экономики
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 7. Конкуренция и рынок План
- Сущность и функции конкуренции.
- Характеристика закона стоимости и конкуренции. Роль конкуренции в развитии рынка
- Капиталистическая свободная конкуренция
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 8. Ценообразование в условиях рыночной экономики
- Содержание цены как важнейшей категории рынка
- Классификация цен, их виды и функции
- Два подхода к механизму ценообразования
- Общая характеристика состава и структуры цены
- Лекция 9. Теория общественного воспроизводства План
- Понятие общественного воспроизводства
- Общая характеристика реализации общественного продукта. Сущность накопления
- Процесс концентрации и централизации производства и капитала
- Кругооборот и оборот капитала. Понятия основного и оборотного капиталов
- Вопросы и задания для самопроверки
- Лекция 10. Прибыль и общественная цена производства План
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости
- Норма и масса прибыли
- 3. Образование средней нормы прибыли
- 4. Цена производства как превращенная форма стоимости.
- Лекция 11. Человеческий капитал
- Понятие и типы человеческого капитала
- Структура человеческого капитала
- Накопление человеческого капитала
- Лекция 12. Основы теории доходов и заработной платы План
- 1. Предпринимательский доход и определение прибыли предприятия.
- 2. Ссудный капитал и ссудный процент
- 3. Земельная рента и аграрные отношения при капитализме
- 4. Сущность заработной платы. Номинальная и реальная зарплата.
- 5. Формы и системы зарплаты, их эволюция. Минимальный размер оплаты труда
- Политика доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини
- Противоречия распределительных отношений. Социальная справедливость
- Лекция 13. Экономические кризисы и их особенности в условиях современной рыночной экономики
- Основа возможности экономических кризисов
- Неизбежность, причины, периодичность и виды кризисов
- Понятие и характеристика промышленного цикла
- Особенности современного мирового финансово-экономического кризиса
- Государственное антициклическое регулирование
- Лекция 14. Переходная экономика План
- Необходимость и сущность переходного периода
- Специфика российской переходной экономики
- Роль государства в переходный период
- Проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях переходной экономики
- Современное состояние экономического и социального развития России