logo search
Экономика КурсЛ

10.3. Ординалистская теория потребительского поведения

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

1. Аксиома полной упорядоченности, или сравнимости, – допущение того, что для любой пары товаров (А и В) существует три вероятности: либо товар А предпочтительнее В, либо товар В предпочтительнее А, либо А и В одинаково предпочтительны.

2. Аксиома рефлективности – любой товар не может быть предпочтительней относительно самого себя.

3. Аксиома транзитивности – если товар А предпочтительнее товара В, а товар В предпочтительнее С, то товар С не может быть предпочтительнее товара А.

4. Аксиома ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель обычно предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

5. Аксиома непрерывности – это аксиома, которая обеспечивает существование функции полезности.

На базе этих аксиом разработаны модели кривых безразличия, графически характеризующие равнополезные для потребителей наборы двух товаров.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, координаты которых отражают те или иные равноценные для потребителя наборы из двух товаров «А» и «В», это линия, объединяющая ряд наборов из двух товаров (двух групп товаров), обладающих одинаковой общей полезностью.

Для любых двух товаров может быть построено множество кривых безразличия, называемое картой безразличия. Кривые безразличия для любой пары доброкачественных товаров обладают рядом свойств: