logo search
Экономика КурсЛ

10.1. Потребление, потребности и полезность

В данной теме рассматривается формирование одной из двух сторон рыночного ме­ханизма - спроса. Спрос является важнейшей характеристикой рынка. Поскольку спрос предъявляется потребителями, то пред­мет изучения составляет рациональное потребительское поведение, или теори потребительского выбора. Кривая спроса формируется на основе субъективных представлений потребителей о нужности, полезности товара.

Исследованием взаимосвязи потребностей и спроса занимались пред­ставители теории предельной полезности, которая вместе с теорией пре­дельной производительности образует научное направление, называемое маржинализмом (marginal - предельный).

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затра­тами труда на его производство.

Сторонники теории предельной полезности полагают, что стои­мость товара нельзя определять затратами живого труда или всех ресурсов (факторов производства). Она определяется полезностью товара, которую оценивают потребители, а именно предельной полезностью.

Для сторонников обеих точек зрения характерен монистический под­ход к определению стоимости и цены товара - либо со стороны производ­ства и предложения, либо с позиции потребления и спроса. Поэтому эко­номисты других направлений стремились увязать теорию предельной по­лезности с трудовой теорией стоимости. Так, теоретики кембриджской школы во главе с А. Маршаллом считали, что на формирование цены влияют спрос и предложение в равной степени. С позиции предложения основным фактором, определяющим уро­вень цены, служат издержки производства. С позиции спроса глав­ным фактором, влияющим на цену товара, является его предельная полез­ность.

Если бы домашние хозяйства и отдельные индивиды располагали неограниченными доходами (и временем), то могли бы потреблять столько благ, сколько захочется. Однако в реальной действительности доходы и ресурсы ограниченны. Поэтому люди всегда вынуждены выбирать между различными вариантами действий (покупками, использованием времени, видами труда и многим другим).

Модель рационального экономического поведения подразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предполагается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя, таким образом, на изменения своих относительных возможностей. Имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.

Вторым допущением маржиналистской теории является положение о том, что потребитель весь свой доход затрачивает на потребление.

Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории «потребление», «экономическое благо» и «полезность».

Потребление (в экономическом смысле) – это действия людей по использованию материальных и духовных благ, которые осуществляются для удовлетворения их потребностей. Конкретной формой проявления той или иной экономической потребности человека или группы людей является экономический интерес. Целью потребления является полезность экономического блага.

Полезность, с позиции представителей неоклассической теории, исследуется как свойство экономических благ удовлетворять потребности конкретных потребителей в конкретных условиях, как цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Оценка ее всегда субъективна. В этом заключается ее отличие от потребительной стоимости, исследовавшейся представителями классической политической экономии, которая рассматривалась как свойство товара удовлетворять общественную потребность.

Выбор потребителя нацелен на максимизацию полезности потребляемых благ и услуг при заданных рыночных ценах с учетом ограничений по доходу.

Существует два подхода к изучению рационального потребительского поведения. Во-первых, подход, основанный на теории предельной полезности, который называют количественным (кардиналистским). Во-вторых, подход, основанный на теории кривых безразличия, именуемый порядковым (ординалистским).